— Психиатр дал какие-то конкретные советы?
— Да. Мы продолжили ходить в фонд, врач выписал нам новые лекарства, значительно уменьшив количество препаратов (при рождении у Сони стояло поражение центральной нервной системы, ведущим врачом был невролог). Еще он подсказал книги, которые надо почитать, направил в центры, где можно было позаниматься. Мне самой он тоже посоветовал сходить к психиатру, взрослому. Я тогда не поняла такого совета, но теперь не вижу в этом ничего странного. Самому справиться с таким грузом очень сложно. А еще врач мне тогда сказал хорошую вещь: «переориентируйте свою жизнь по-новому, не забрасывайте себя». Я так и сделала. Выбрала путь, в котором перестроила работу (взяла удаленные часы), да и пандемия поспособствовала этому. Параллельно я активно занималась с Соней.
— Вас раздражало тогда непослушание дочки?
— Конечно. Мы ведь все хотим, чтобы у нашего ребенка все было, как у всех. Но когда я начала ходить в фонд и смотреть, как идут занятия (садилась в уголке и наблюдала), постепенно начала понимать мою Соню. Прислушивалась к специалистам, осознала, что особенности дочки — это то, что нужно принять. Аутисты чувствуют мир иначе, некоторые привычные нам вещи их могут раздражать очень сильно — свет, звук. Я перестала злиться, приняла, что иначе Соня не может.
— Помните первое слово дочки?
— Еще бы! Такое не забыть! Едем в лифте, и вдруг Соня очень четко и звонко выдает: «Пи-и-иво!». Меня как током ударили. Пиво?! Как? Я ведь вообще не пью! Откуда она это взяла?
— Потом появились гипотезы?
— Возможно, из рекламы. Мы вообще с ней много читали вслух, даже когда она не говорила. Соне нравилось сидеть с книгами. Потом случилась еще одна странная вещь. Я пришла в садик, а мне говорят: «Так у вас дочка все понимает и читает».
Не поверила — она ведь еще не говорит совсем! Оказывается, воспитатели раздавали внешне абсолютно одинаковые коробочки с пластилином, а на них были имена детей. Соня давай помогать. Берет коробочку и нужному ребенку отдает!
— Как у вас строилась работа с гос. поддержкой?
— Я много сил отдала на борьбу с системой. Началось все с садика. Хоть мы и пошли в коррекционный детсад, там были не все положенные нам специалисты, которые были прописаны по итогу ПМПК. Потом сложности начались, когда я хотела оставить Соню на лишний год в садике, чтобы она подготовилась к школе. Руководство просто отказалось нас принимать: идите куда хотите, и все! А вы представляете, что значит, особенному ребенку привыкать к новому месту? Да и в коррекционном саду, кроме психолога и логопеда, есть кабинет коррекции зрения! Я опять же обратилась в фонд. Там юристы помогли мне в этой борьбе. Я написала 17 писем в отдел Управления образования, мы с юристом Дарьей Горбачёвой полгода ходили в суды, дошли до уполномоченного по права человека. И ровно перед 1 сентября мне сообщили, что в садике можно остаться. Такая гонка и неопределенность очень вымотали меня.