Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Глоссарий фонда

Я

Ю

Щ

Ш

Ч

Ф

Л

Е

А

Алалия

Полное или частичное отсутствие речи у детей, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей головного мозга.

Аутизм

Психическое заболевание, относящееся к расстройствам аутистического спектра (РАС). К характерным признакам аутизма относят нарушение сенсорного восприятия, умственных способностей и социальной адаптации человека, а также повторяющееся поведение, навязчивые мысли и действия. Первые признаки аутизма проявляются в первые три года жизни ребёнка. У мальчиков это расстройство встречается в 3−4 раза чаще, чем у девочек.

Агрессия у детей с РАС

Эмоциональные-окрашенные, нередко приводящие к разрушениям, действия, которые направлены на окружающих или не направлены на кого и имеют конкретную цель: показать, что ребёнку некомфортно, страшно, что он зол, его не понимают и т. д.

Аутоагрессия

Агрессия, направленная на себя, например: укусы, щипания, удары головой о стену и т. п. Согласно исследованию 2007 года, около 30% детей с РАС хотя бы раз в жизни причиняли себе физический вред.

Б

Безглютеновая диета

Диета, которая предполагает полное исключение пищи, содержащей клейковину (глютен). Единственный признанный в медицине метод лечения целиакии или связанных с этим заболеванием симптомов. Часто у детей с РАС встречается аллергия на глютен. При соблюдении диеты у детей с таким диагнозом могут резко прекратиться истерики, наладиться режим жизни.

В

Визуальное расписание

Наглядное отражение того, что произойдёт с ребёнком в течение дня. Состоит из картинок, рисунков или фотографий, может содержать подписи. Призвано дисциплинировать ребёнка, упорядочить его жизнь, исключить из неё хаос и неожиданности, что особенно важно для детей с РАС.

Воспитательный потенциал семьи

Способность семьи реализовывать воспитывать, развивать и социализировать детей; обусловлен уровнем родительской компетентности (психолого-педагогической и общей культуры родителей) и их индивидуально-типологическими особенностями, а также системой межличностных, внутрисемейных отношений, психологической атмосферой в семье, характером отношения к детям, их интересам, потребностям и возможностям.

Г

Глютен (клейковина)

Понятие, объединяющее группу запасающих белков, содержащихся в семенах злаковых растений, в особенности пшеницы, ржи и ячменя.

Д

Детский церебральный паралич (ДЦП)

Заболевание, связанное с поражением формирующегося головного мозга в период внутриутробного развития, в родах, в ранний постнатальный период.

Дефектология

Область научных исследований, пограничная между медициной и психологией. Содержит в себе знания, касающиеся происхождения и лечения различных дефектов, порождающих у ребенка отклонения от нормы психического характера. Дефектолог работает с высшими психическими функциями: вниманием, памятью, речью, мышлением.

Диетотерапия

Лечебный метод, заключающийся в терапии различных заболеваний специальной диетой; то же, что и лечебное питание.

Ж

Жетоны

Представляют собой карточки, фишки или фигуры, которые ребёнок может получить за хорошее поведение, ряд действий или достижений и обменять их на что-то ценное: например, просмотр мультфильма или покупку игрушки. Применяются в АВА-методиках, являются частью сложной системы поощрений, помогают выработать мотивацию у ребёнка и научить его нужным навыкам.

З

Зона актуального развития

Актуальный уровень знаний, умений и навыков ребенка, проявляющийся на данном этапе его развития и обнаруживающийся в ситуации конкретного диагностического обследования.

Зона ближайшего развития

Уровень знаний, умений и навыков, который ребенок может достичь самостоятельно или с помощью взрослого, потенциальные возможности развития ребенка.

ЗПР (задержка психического развития)

Отставание в психическом развитии, которое может компенсироваться в подходящих психолого-педагогических условиях.

И

Инвалид

Человек с нарушениями в работе организма, которые обусловлены заболеванием, последствием травм или врожденной особенностью. Как правило, таким людям нужна социальная помощь и защита.

Индивидуальный образовательный маршрут

Движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого-педагогического сопровождения в конкретном образовательном округе (образовательные учреждения муниципалитета) специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития.

Инклюзивное образование

Процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Документ, разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы (МСЭ), включающий в себя комплекс необходимых для человека с инвалидностью реабилитационных средств и услуг.

ИПРА (индивидуальная программа реабилитации, абилитации)

Специальный документ, в котором прописаны вид и объём бесплатных услуг, которые нужны конкретному человеку и которые он может получить у поставщика социальных услуг в своем регионе. Получается на основании справки о нарушении социальной адаптации или справки об инвалидности.

ИППСУ (индивидуальная программа предоставления социальных услуг)

Метод реабилитации посредством лечебной верховой езды.

Иппотерапия

Ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.

Интегрируемый ребенок

Это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов — специалистов.

Интегрированное обучение

Процесс включения людей с инвалидностью в общественную жизнь.

Инклюзия

К

Канистерапия

Метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапия может использоваться как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с особенностями развития.

Карточки PECS

Система альтернативной коммуникации, основанная на обмене карточками, которая была придумана для детей с РАС в 1985 году. картинки с изображением предметов, действий, пиктограмм. Благодаря PECS, неговорящий ребёнок или взрослый может выражать свои мысли и желания, получать и передавать информацию, общаться с окружающими.

Компенсация

Повышенное, компенсаторное развитие физических, психических и личностных компонентов, возмещающее некоторый недостаток.

Особая эмоционально-двигательная реакция ребёнка, обращённая ко взрослому. К комплексу оживления можно отнести улыбку, обращенный взгляд, фиксация на предмете или звуке, двигательное оживление, вокализацию. При нормальном развитии ребёнка комплекс оживления наблюдается в полном составе уже в первые недели жизни. После трех месяцев комплекс реакций перерастает в более серьезные формы поведения человека.

Комплекс оживления

Система психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление нарушений психического или физического развития детей и на их адаптацию в обществе.

Коррекционно-воспитательная работа

Особый вид обучения, цель которого — полное или частичное преодоление имеющихся у детей нарушений в развитии и обеспечение их социализации.

Коррекционное обучение

Неконтролируемые повторяющиеся действия, ритуалы, как правило, вызываемые тревожными или другими психическими расстройствами.

Компульсивное поведение

Развитие замещающих навыков, позволяющих выполнять социально значимые функции, раннее недоступные индивиду вследствие дефекта.

Компенсация дефекта

М

Мелкая моторика

Способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

Н

Нарушение зрения

Полное или частичное отсутствие зрения или плохое зрение, при котором острота лучшего глаза с обычной оптической коррекцией составляет 0,05−0,4.

Нарушение речи

Речевые расстройства, обладатели которых испытывают трудности в восприятии и произношении фонем.

Нарушение слуха

Полная или частичная утрата слуха или слабый слух. У неслышащих или слабослышащих людей также могут быть нарушены внимание, восприятие, речь, память, мышление, ориентация в пространстве и координация движений.

Психотропные препараты, предназначенные в основном для лечения психотических расстройств.

Нейролептики

Немотивированное поведение человека, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Негативизм

Устойчивое поведение, которое формируется во время взаимодействия ребёнка с окружающей средой, накопления им опыта определённого опыта, а также знаний, умений и навыков.

Научение

О

ОВЗ (ограниченные возможности здоровья)

Особенности в физическом и (или) психическом развитии, в том числе инвалидность.

Ограничение жизнедеятельности

Это полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Особые образовательные потребности

Понятие, которое используют применительно к обучающимся, чьи возможности не соответствуют «общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения».

П

Педагогическая интеграция

Это формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, т. е. общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

ПМПК (психолого-медико-психологическая комиссия)

Комиссия, которая занимается постановкой диагнозов и состоит из врачей, педагогов, тьюторов, репетиторов и т. п. К ПМПК лучше готовится заранее, собирая заключения специалистов, работающих с малышом, рисунки и другие работы ребёнка, видео, на которых он демонстрирует учебное или игровое поведение.

Поведенческий контракт

Cоглашение между ребёнком и взрослым, в котором прописаны правила, которым должен следовать ребёнок, и вознаграждения, которые он может получить за их выполнение. Содержит условия взаимодействия ребёнка и взрослого и подписи обеих сторон, служит развитию мотивации и осознанности у детей, призван дисциплинировать обе стороны и разрешить часто возникающие конфликты.

Психоактивные вещества, влияющие на высшие психические функции и часто используемые в медицине для лечения психических заболеваний.

Психотропные препараты

Процесс постоянного физического, психического и социального роста, накопления новообразований, освоения социального пространства, определение в нем собственного места и положения, которое происходит в постоянно расширяющихся сферах деятельности и социальных контактов со сверстниками, детьми других возрастов, взрослыми.

Психосоциальное развитие

Психолого-педагогические технологии, предназначенные для оказания помощи ребенку на определенном этапе его развития в решении возникающих у него проблем или в их предупреждении.

Психолого-педагогическое сопровождение

Это научная дисциплина, которая предполагает использование современной поведенческой теории научения для изменения поведения. ABA включает в себя как прикладные методы поведенческого вмешательства, так и фундаментальные исследования принципов, формирующих и поддерживающих человеческое поведение.

Прикладной анализ поведения (англ. Applied behavior analysis, ABA

Материальные или нематериальные стимулы, которые вызывают у ребёнка яркие положительные эмоции и даются ему в награду за правильные действия и поведение.

Поощрения

Поведение, в котором человек ведется случайными эмоциями и стимулами внешнего окружения, а не собственными потребностями, внутренними правилами или поставленными перед собой целями.

Полевое поведение

Р

Расстройство аутистического спектра (РАС)

Расстройство, содержащее в себе спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

Речевая терапия

Диагностика и терапия обусловленных заболеваниями центральной нервной системой языковых и голосовых нарушений. Речевыми особенностями занимаются не только логопеды, но и другие специалисты: дефектологи, психологи, ЛФК-специалисты. Важно понимать, что такая высшая психическая функция, как речь, глубоко связана с общим психологическим и физическим состоянием ребенка, огромную роль в ее развитии играет мелкая и крупная моторика.

С

Семейная педагогика

Область педагогической науки, в которой рассматриваются методики нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, интеллектуального развития в семье.

Сензитивные периоды развития функций

Периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.

Сенсорная интеграция

Терапия, посредством которой можно скорректировать чувствительность ребёнка и научить его адекватно реагировать на сенсорные стимулы.

Cистема образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество.

Система специального образования

Один из методов АВА, который позволяет с помощью того, что нравится ребёнку, договориться с ним на выполнение определённых действий, следование правилам и т. д.

Система поощрений

Одно из общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.

Синдром Аспергера

Способность организма воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств. Многие аутичные дети гипер- или гипо-чувствительны и испытывают проблемы с сенсорным восприятием. Так, аутичный ребёнок может воспринимать уличный шум, как 40 одновременно говорящих телевизоров, и наоборот. Из-за проблем с сенсорикой у детей с РАС может возникать нежелательное поведение, они могут бояться прикосновений, испытывать дискомфорт от резких запахов и т. д. и чересчур эмоционально на них реагировать.

Сенсорное восприятие (сенсорика)

Состояние человека, при котором он испытывает слишком много чувств и ощущений, вызванных внешними раздражителями, будь то запахи, вкусы, прикосновения или звуки.

Сенсорная перегрузка

Помещение, которое устроено таким образом, чтобы предметы, находящиеся в нём, воздействовали на сенсорное восприятие ребёнка: с помощью звуковых, зрительных, тактильных и других ощущений. Занятия в сенсорной комнате помогают скорректировать сенсорное восприятие ребёнка и избавить его от перегрузок.

Сенсорная комната

Социализация

Процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, и правил поведения, формирование мировоззрения.

Социальная адаптация (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный)

Помещение, которое устроено таким образом, чтобы предметы, находящиеся в нём, воздействовали на сенсорное восприятие ребёнка: с помощью звуковых, зрительных, тактильных и других ощущений. Занятия в сенсорной комнате помогают скорректировать сенсорное восприятие ребёнка и избавить его от перегрузок.

Социальная интеграция

Предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется (учащиеся со специальными нуждами, обучающиеся в специальных классах, смешиваются с учениками обычных классов для выполнения разных видов деятельности, получая, таким образом, возможность общения со сверстниками).

Социальное воспитание

Область педагогического знания, которая призвана изучать и решать комплексные проблемы человека в среде, учитывая все воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах онтогенеза, а также его социального становления и развития.

Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка

Обеспечение всеми субъектами сопровождения образовательно-воспитательными средствами условий для успешного развития и саморазвития ребенка в определенный период времени в конкретной социокультурной ситуации с учетом зоны ближайшего развития посредством целесообразного их взаимодействия, обеспечивающего эффективное построение отношений ребенка с людьми, самим собой, природой, обществом.

Стереотипия (самостимуляция, стимы)

Повторение человеком одних и тех же действий. Стимами может быть раскачивание взад-вперёд, щёлканье ручкой, курение, жевание жвачки или постукивание ногой. На самом деле, «стимятся» все, но заметней всего самостимуляция проявляется у людей с аутизмом и РАС.

Синдром Дауна

Врожденное заболевание, которое сопровождается появлением лишней хромосомы в 21 паре хромосом, а в дальнейшем нарушениями в интеллектуальном развитии человека, слабым иммунитетом и особыми чертами лица.

Т

Трудотерапия

Область медицинской практики, пограничная между психиатрией, клинической психологией и психологией труда, центральной задачей которой является адаптация человека к социуму посредством его включения в активную трудовую деятельность, моделируемую на производстве.

Тьютор

Специалист, сопровождающий учащегося в процессе индивидуального обучения, участвующий в разработке индивидуальных образовательных программ для своего подопечного.

У

Умственная отсталость

Неполное развитие психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллекта, то есть когнитивных, речевых, моторных и специальных способностей.

Х

Хелатная терапия (хелатирование)

Очищение организма от тяжёлых металлов (ртути и др.).

Ц

Целиакия

Генетически предрасположенная непереносимость продуктов питания, содержащих клейковину; является одной из форм энтеропатии, поражает тонкую кишку у детей и взрослых.

Э

Эмпатия

Понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир.

Эхолалия

Неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи.

Made on
Tilda