С
Семейная педагогика
Область педагогической науки, в которой рассматриваются методики нравственного, трудового, эстетического, физического воспитания, интеллектуального развития в семье.
Сензитивные периоды развития функций
Периоды жизни ребенка, в которые наиболее интенсивно, сильно и гармонично развивается та или иная психическая функция. С этими периодами связана и наиболее оптимальная коррекция тех дефицитарных функций, которые формируются в данный отрезок времени.
Сенсорная интеграция
Терапия, посредством которой можно скорректировать чувствительность ребёнка и научить его адекватно реагировать на сенсорные стимулы.
Cистема образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество.
Система специального образования
Один из методов АВА, который позволяет с помощью того, что нравится ребёнку, договориться с ним на выполнение определённых действий, следование правилам и т. д.
Система поощрений
Одно из общих нарушений развития, характеризующееся серьёзными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. От аутизма отличается прежде всего тем, что речевые и когнитивные способности в целом остаются сохранными. Синдром часто характеризуется также выраженной неуклюжестью.
Синдром Аспергера
Способность организма воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств. Многие аутичные дети гипер- или гипо-чувствительны и испытывают проблемы с сенсорным восприятием. Так, аутичный ребёнок может воспринимать уличный шум, как 40 одновременно говорящих телевизоров, и наоборот. Из-за проблем с сенсорикой у детей с РАС может возникать нежелательное поведение, они могут бояться прикосновений, испытывать дискомфорт от резких запахов и т. д. и чересчур эмоционально на них реагировать.
Сенсорное восприятие (сенсорика)
Состояние человека, при котором он испытывает слишком много чувств и ощущений, вызванных внешними раздражителями, будь то запахи, вкусы, прикосновения или звуки.
Сенсорная перегрузка
Помещение, которое устроено таким образом, чтобы предметы, находящиеся в нём, воздействовали на сенсорное восприятие ребёнка: с помощью звуковых, зрительных, тактильных и других ощущений. Занятия в сенсорной комнате помогают скорректировать сенсорное восприятие ребёнка и избавить его от перегрузок.
Сенсорная комната
Социализация
Процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального развития, т. е. преобразование под влиянием обучения и воспитания его психических функций, присвоение социально-нравственных ценностей, норм, и правил поведения, формирование мировоззрения.
Социальная адаптация (от лат. adapto — приспособляю и socialis — общественный)
Помещение, которое устроено таким образом, чтобы предметы, находящиеся в нём, воздействовали на сенсорное восприятие ребёнка: с помощью звуковых, зрительных, тактильных и других ощущений. Занятия в сенсорной комнате помогают скорректировать сенсорное восприятие ребёнка и избавить его от перегрузок.
Социальная интеграция
Предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется (учащиеся со специальными нуждами, обучающиеся в специальных классах, смешиваются с учениками обычных классов для выполнения разных видов деятельности, получая, таким образом, возможность общения со сверстниками).
Социальное воспитание
Область педагогического знания, которая призвана изучать и решать комплексные проблемы человека в среде, учитывая все воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах онтогенеза, а также его социального становления и развития.
Социально-педагогическое сопровождение развития ребенка
Обеспечение всеми субъектами сопровождения образовательно-воспитательными средствами условий для успешного развития и саморазвития ребенка в определенный период времени в конкретной социокультурной ситуации с учетом зоны ближайшего развития посредством целесообразного их взаимодействия, обеспечивающего эффективное построение отношений ребенка с людьми, самим собой, природой, обществом.
Стереотипия (самостимуляция, стимы)
Повторение человеком одних и тех же действий. Стимами может быть раскачивание взад-вперёд, щёлканье ручкой, курение, жевание жвачки или постукивание ногой. На самом деле, «стимятся» все, но заметней всего самостимуляция проявляется у людей с аутизмом и РАС.
Синдром Дауна
Врожденное заболевание, которое сопровождается появлением лишней хромосомы в 21 паре хромосом, а в дальнейшем нарушениями в интеллектуальном развитии человека, слабым иммунитетом и особыми чертами лица.