— Мы живем в Первоуральске, после подтверждения диагноза нам не дали маршрут с дальнейшими действиями. Обмолвились, что может быть дадут место в коррекционном садике. До сих пор ждем. Мы ходим в обычный, Артем там единственный аутист. Хорошо, что хоть мне разрешили быть сопровождающей, тьюторов нет. Правда, мы все равно пока ходим в сад осторожно — Артем быстро перегружается. Через 20 минут ему становится очень трудно там находится: большое помещение, много людей, в результате сенсорная перегрузка.
На ПМПК Авериным прописали психолога, дефектолога, логопеда. Единственный государственный центр помощи «Росинка» ответил семье на запрос неутешительно: «Таких педагогов у нас нет. Есть стимуляция токами, парафированное обертывание, а вот профессиональной педагогической поддержки, которая необходима всем детям с РАС, нет».
— Все центры, где мы могли получить помощь, располагались только в пределах Екатеринбурга. С ребенком-аутистом в другой город постоянно ездить тяжело. Да и жить там где-то надо, если едешь на реабилитации. Нужны деньги. Потом в инстаграме я случайно вышла на фонд «Я особенный». Оказалось, это единственный поставщик услуг, который мог предоставить всю необходимую помощь в нашем городе, надомно. Нас научили работать целой командой — включились педагоги и все члены семьи. Наши близкие, конечно, отдельный кит, на котором держится процесс поддержки Артема. Никто не остался в стороне! Уже год как кипит огромная работа. И главное — мы видим результат.
В комнате Артема есть огромный ящик с игрушечными животными. Здесь и крокодилы, и бизоны, и медведи, и лягушата. Над ящиком — карта мира с изображением млекопитающих с каждого уголка света. Фигурки братьев меньших осели и на балконе — там для Артема родители установили песочницу и мини-кухню. Мальчик обожает кормить питомцев.
Артем вытаскивает из ящика поочередно новую фигурку и протягивает к камере.
«Прошлым летом мы несколько раз ходили в зоопарк. Заметили, что Теме каждый раз становится все комфортнее там. После того, как он покормил кролика, стал вообще чувствовать себя в новом месте как дома»
— Именно с животных началось выстраивание взаимодействия, — вспоминает Татьяна. — Прошлым летом мы несколько раз ходили в зоопарк. Заметили, что Теме каждый раз становится все комфортнее там. После того, как он покормил кролика, стал вообще чувствовать себя в новом месте как дома. Потом случилось маленькое чудо. У моих родителей кошка родила котенка. Мы его решили взять в зоопарк за компанию. И с тех пор этот кот живет с нами. И более того — он везде сопровождает Артема. Тот играет, ест или спит — кот всюду следом.
После того как родители обнаружили любимую тему, они начали выстраивать вовлечение Артема в мир именно через животных. Так, в игрушечную железную дорогу сели зайчики, хрюшки и зебры. В рацион завтраков и обедов пластмассовых питомцев вошли фрукты и овощи. Это был только первый из приемов взаимодействия с Артемом.
В фонде ребенку предоставили помощь поведенческого аналитика — началась работа с бытовыми навыками. За год Артем научился самостоятельно есть, мыть руки, ходить в туалет. После неуправляемого поведения такие простые вещи для семьи огромная радость.
— Плюс работы с куратором — в индивидуальном подходе к особенному ребенку, прописана своя программа, постоянно даются подсказки в работе. Для нужного эффекта требуется включение всей семьи, чтобы каждый правильно реагировал или не реагировал на поступки ребенка. У нас прикладной анализ поведения стали изучать бабушки. Помогают адаптироваться Артему даже соседи! С их помощью мы, например, учим Артема здороваться за руку. В бытовых мелочах нам помогло визуальное подкрепление. Прежде чем куда-то пойти, мы показывали это место на фотографии. В туалете и в ванной висят картинки с инструкциями — как помыть руки, как сходить в туалет.