При таком тяжелом диагнозе, как у нас, поддержка должна быть регулярной. Нам нужны были качественная физиотерапия и массаж. Но Ярослав ни в какую не давался, сопротивлялся, кричал. Эффекта было мало. Потом мы пошли в коммерческий центр на войта-терапию. После двух курсов нам объяснили, что ребенок уже большой для нее. Я быстро осознала, что такими темпами, сына я на ноги не поставлю.
Когда Ярику исполнилось три года подруга Юлии предложили попробовать съездить в Чехию в санаторий для реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
— Это был поворотный момент! Через три недели реабилитации там сын впервые смог встать на четвереньки. Там нам делали массаж — но совсем иначе, фрагментарно: в один прием разрабатывали руку, в другой — спину. Тогда сын наконец вообще разрешил сделать себе массаж, все спокойно перенес. В Чехии мы впервые увидели что такое настоящая методика войта-терапия и узнали, что она применима к детям любого возраста. Ценник, кстати, был сопоставим с нашими отечественными центрами. Так мы начали регулярно ездить на реабилитации заграницу, чередуя их с нашими услугами в городе. На поездки собирали деньги всем миром — делали сборы. Многие отозвались на Ярушкину беду и захотели помочь, за что мы им безмерно благодарны!
Позже Юлия стала замечать в поведении ребенка странности: «Ему не нравились игрушки. Он и сейчас больше любит шумящие объекты, что-то, что крутится или вертится. Он имитирует работу стиральной машинки — начинает гудеть, как она». Впрочем, эти признаки РАС никак не мешают Ярославу учиться в школе и играть с другими. Мальчик закончил третий класс в обычной школе. В учебном социуме Ярославу хорошо. Он обожает общаться с девочками, к его ситуации со здоровьем все подходят с пониманием.
— Как вы отнеслись ко второму диагнозу ребенка — РАС?
— Наверное, на фоне идеального здоровья это бы напрягло. А так — восприняла спокойно. Просто еще один диагноз.
— Хотите спою песенку?
— Давай!
— Спя-я-ят, уста-алы-е игрушки, книжки спя-я-ят, — растягивает Ярослав. Он пропевает все три куплета, пристально смотря в глаза. Заканчивая, переключается: «А давайте английский поучим?»
Мальчик дает мне в руки планшет с виртуальными карточками-словами на английском языке. Смысл игры — выбрать правильный перевод. Параллельно с Юлией продолжаем разговор.
— В чем-то у сына феноменальная память. Боялась, что с английским будет тяжко, а вышло хорошо. Ярик может вспомнить какую-то деталь из события, которое было три года назад. Запоминает дни рождения, знаки зодиака.
— Такая память избирательная? Помогает ему в учебе?
— Не очень помогает. Он, например, зазубрил таблицу умножения, но задачи решает без понимания процессов. Специалисты мне говорили, что дети с ДЦП из-за нарушенной ориентации в пространстве имеют проблемы с абстрактно-логическим мышлением и у них часто случаются трудности с точными науками.