Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Признаки аутизма у детей

20.03.2024

Точных причин аутизма до сих пор не установлено. Одни специалисты объясняют развитие аутизма накоплением тяжелых металлов в организме. Другие - ухудшающейся экологией. Третьи - наследственным фактором.

С наибольшей точностью диагностировать аутизм можно к трем годам ребёнка. Но некоторые симптомы можно заметить у малыша еще до года, а предрасположенность и общие особенности развития отследить у младенца в три месяца. Например, у малыша с аутизмом или РАС нарушено восприятие сигналов, которое развито у здоровых людей: на сильные сигналы он реагирует слабо, на слабые, наоборот - слишком бурно. Например, если его позвать громким голосом, он не обратит внимания, а если позвать тихо и даже шёпотом, это может взволновать его.

Нормы развития детей в раннем возрасте

До 1 месяца:

Существует термин - комплекс оживления. Это эмоциональные реакции, которые появляются у детей в первый месяц жизни. К ним относят фокусировку взгляда, вокализации, улыбку и оживление при виде взрослого. По этим навыкам можно заметить первые отклонения в развитии ребёнка.

К 1,5 годам:

К 18 месяцам у детей обычно формируется хождение на двух ногах, появляется указательный жест, взгляд туда, куда показывает взрослый, игра с предметами понарошку, интерес к окружающим,
попытки общаться.

К 3 годам:

К 3-м годам дети, как правило, знают 200-300 слов, основные цвета, части тела, говорят короткими простыми предложениями, называют себя в первом или третьем лице, задают вопросы, называют предметы на картинке, понимают, о чём им рассказывают, следуют правилам игры, подражают взрослым и сверстникам, играют с другими детьми, проявляют эмоции.

Какие есть признаки аутизма или РАС?

  • ребёнок не говорит или говорит одними и теми же фразами, часто невпопад;
  • не смотрит в глаза и не ищет зрительного контакта;
  • скудная мимика и ограниченная жестикуляция (нет указательного жеста / он используется только для выражения потребностей или случайно) - аутичные дети редко улыбаются и используют жестикуляцию исключительно для выражения своих потребностей, если ребенок не показывает на интересные ему предметы пальчиком и не привлекает ваш интерес к чему-то - это может быть одним из признаков аутизма;
  • не отзывается на имя и не выполняет инструкции (делает только то, что ему самому нужно) - иногда кажется, будто малыш не слышит вас, при попытке заговорить, появляется ощущение, что он смотрит сквозь собеседника;
  • не играет с игрушками или выстраивает их в ряды и наблюдает за ними, или берет в игру нестандартные предметы: верёвочки, столовые приборы, папины инструменты и т.д., но использует их не по назначению, а по какой-то своей особой системе;
  • нет или мало эмоций к родителям, ребенок избегает телесного контакта и в целом не стремится к взаимодействию;
  • не копирует поведение взрослых и других детей - копирование поведения - один из способов познания мира, дети слушают разговоры взрослых и подражают им (девочки надевают мамины туфли на каблуках, мальчики просят посадить их за руль автомобиля, чтобы быть, как папа) - у детей с аутизмом такого стремления нет;
  • не играет с ровесниками - обычно детям нравятся другие дети, они стараются найти с ними контакт, радуются, когда встречают их на улице, дети с аутизмом, как правило, держатся обособленно или испытывают трудности в коммуникации, не могут и не знают, как играть и взаимодействовать с другими детьми;
  • не чувствует опасности и испытывает гипер- или гипо-чувствительность - например, ребёнок может не чувствовать боли, если на руку попадёт кипяток, бояться обыкновенных звуков - шум машин, динамики в магазине, воспринимать только яркие цвета и т.д.
  • может ходить на носочках;
  • может грызть ногти или пальцы рук, повреждать себя, биться головой о стену, когда что-то не нравится или волнует и т.д.;
  • раскачивается из стороны в сторону, машет руками, совершает другие повторяющиеся действия (самостимуляции);
  • закрывает уши при громких звуках или в общественных местах;
  • у ребенка случаются истерики, агрессия или самоагрессия.

Про нарушение речи стоит поговорить отдельно, так как примерно у половины детей, страдающих аутизмом или РАС, плохо развита речь.

Какие моменты могут насторожить?

  • речь плохо развита или отсутствует;
  • ребенок заучивает только фразы для ежедневного обихода, глаголы в инфинитивной форме (спать, пить, ходить);
  • речь ребёнка не имеет смысл и не направлена на контакт с окружающими;
  • ребенок старше 3 лет говорит о себе в третьем лице;
  • эхолалия, то есть неконтролируемое повторение слов - малыш, сам того не замечая повторяет одну и ту же фразу или слово много раз долгое время - это могут быть фразы из рекламы, мультфильмов, а также конец обращенного к ребенку предложения или предложение целиком ("как тебя зовут?");
  • ребенок не обращается за помощью, не задаёт вопросов.

Если вы замечаете у своего ребёнка многие из этих особенностей, ещё не значит, что у него аутизм или РАС - это может быть и другое нарушение. Но обратиться к врачу и сделать скрининг стоит!

Скорректировать особенности ребёнка с аутизмом и РАС, научиться контролировать поведение ребенка, привить ему бытовые, социальные, коммуникативные и другие навыки вы можете в фонде и онлайн-школе "Я особенный".

У нас можно получить надомные занятия: +7 999 569-38-45

И пройти курсы с обратной связью по методикам АВА (метод помощи детям с РАС и другими особенностями с доказанной эффективностью): https://yaosobenniy.su/abba

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda