Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Как организовать занятия с ребеноком, имеющим РАС или аутизм

20.03.2024

Самое главное, что вы можете сделать – выстроить план комплексных мероприятий помощи. Одна из частых ошибок родителей, столкнувшихся с РАС, - хаотичное и непоследовательное обращение к самым разным методикам коррекции. Метания между традиционной медициной и полупроверенными, порой даже мистическими методиками.

Прежде всего, постарайтесь успокоиться и понять: стройный маршрут помощи – первый важный шаг на пути к успешной реабилитации, фундамент и основа последующих решающих действий. Если вас беспокоит поведение ребенка, которое явно отходит от нормы, обязательно организуйте для него ряд медицинских обследований, а также обратитесь к поведенческому аналитику (ABA-куратора). Именно он сможет сориентировать и составить индивидуальный план развития ребенка.

Почему важно пройти полное медицинское обследование? На занятии ребенку могут мешать поведенческие факторы, вызванные сбоями в здоровье. Часто у детей с РАС есть нарушения в иммунной системе, проблемами ЖКТ. Важно провести обследования (пройти психиатра, невролога, гастроэнтеролога, иммунолога, генетика) и пролечить первопричины.
Невролог или психиатр смогут назначить лечение, чтобы правильно «напитать» клетки головного мозга, остальные специалисты помогут разобраться, что из других систем организма может страдать и мешать развивать эффективнее.

Как помочь ребенку до 3 лет?

-Наблюдайте за «комплексом оживления» и дальнейшими реакциями ребенка. Разговаривайте с ребенком, пробуйте формировать разные навыки. Даже если получается не сразу или не получается совсем, не отчаивайтесь. Ваш ребенок может слышать и понимать вас, но в силу определенных причин не зеркалить ваше поведение. Здесь очень полезно обратиться и к врачам (проверить работу мозга, слух, зрение), а также обратиться к ABA-кураторам. Взять хотя бы ряд консультаций или самим обучиться поведенческой терапии. Знания помогут вам быстрее понять, почему определенное поведение «не запускается» и какие методики могут помочь его «активировать».
-Создавайте спокойную атмосферу дома. Ребенок должен чувствовать себя максимально безопасно. Если ему не нравятся определенные цвета, фактуры одежды, звуки - не заставляйте его насильно знакомиться с ними. Это только ухудшит ситуацию. Обратите внимание на то, что первое ребенок берет в руки сам – возможно, он уже дает вам подсказку. Бывает, что дети интересуются предметами определенного цвета, температуры. Начните взаимодействие с ним через то, что близко ему, каким бы странным выбором он не вдохновлялся;
-Не забывайте обращаться к ребенку по имени. Говорите с ребенком спокойным тоном;
-Используйте социальные истории для научения чему-либо;
-Попробуйте добавлять в жизнь ребенка разные сенсорные ощущения и внимательно наблюдайте за реакцией (оставляйте те, что доставляют ребенку положительные реакции). Если дома есть место, можно попробовать установить небольшой батут, детские качели. Из маленьких сенсорных поощрений может сработать фонарик, слайм, баночки и бассейны с разными сенсорными наполнителями;
-Дети с аутизмом в основном имеют периферийное зрение. Возникает ощущение, что они смотрят сквозь вас. Имейте это ввиду – ребенку может быть намного сложнее сконцентрироваться на вашей мимике и жестах, чтобы повторять что-либо. Чтобы привлечь внимание к лицу, можете поднести к нему любимы предмет ребенка, чтобы обратить внимание его туда, куда вам нужно;
-Обратитесь к специалистам по сенсорной интеграции. Она поможет научить мозг правильно реагировать на внешние раздражители;

Развитие ребенка до 7 лет

-Обязательно следите за режимом дня ребенка. Это может не только выстроить понятное расписание для его организма, но и привить понятную последовательность в поведенческом смысле;
-Старайтесь выстраивать занятие в небольших группах – внимательно следите за тем, как адаптируется ребенок в новых коллективах. Лучше подобрать для работы с ребенком грамотных специалистов, тьюторов с большим опытом, либо привлечь к работе ABA-терапистов;
-Делайте ставку на сильные стороны ребенка. Это очень важно, чтобы не принести в жизнь ребенка с РАС больше стресса (его мозг и так не может привычно для нас справляться с большим объемом задач);
-Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.
-Вовлекайте в работу над речью логопедов и дефектологов, имеющих опыт работы с детьми с РАС;
-Кроме ученических навыков, делайте акцент на бытовых навыках, умениях самообслуживания – без этого ребенку будет сложно в дальнейшем, даже есть он будет иметь успехи в отдельных предметах;
-Не забывайте, что роль родителя и семьи не менее важны, чем роль педагогов. Создавайте развивающую среду дома, подкрепляйте все те навыки, которые стараются сформировать педагоги в остальное время в садике или школе – будьте с ними на связи;
-Не пренебрегайте семейными ритуалами. Ребенок через них может почувствовать себя частью хоть небольшого, но общества. Это также покажет ему всесторонность жизни, насытит его новым опытом;
-В коммуникации используйте многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Обучение и занятия в школе у ребенка с РАС
-Работайте над формированием понятных условий обучения. Для этого используйте визуальное расписание, регулярные пояснения и проговаривания с ребенком условий обучения: от того, как он будет добираться до места до самого процесса(расписания уроков, поведения на них) до возвращения домой;
-Используйте социальные истории для пояснения важных этапов обучения. В центр истории помещайте любимого и понятного ребенку героя – из его любимого мультика или фильма;
-Продумайте систему поощрений конкретно для своего ребенка. Что его будет ждать после учебного дня, как он сможет успокаиваться в школе (возможно, носить с собой любимые игрушки для самоуспокоения – антиристресс, металлический брелок, фонарик и т.д)
-Поговорите с учителями и родителями других детей. Объясните, какие особенности поведения есть у ребенка, поясните, что они никак не повлияют на обучение других детей;
-Попросите разместить карточки-инструкции, визуальное расписание рядом с ребенком или на видно месте в классе;
-Давайте понятные занятия и подкрепляйте успех;
-Обязательно следите за режимом дня. Многие сбои в поведении могут объяснятся сбоем в привычном укладе жизни ребенка с РАС;

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda