-Обязательно следите за режимом дня ребенка. Это может не только выстроить понятное расписание для его организма, но и привить понятную последовательность в поведенческом смысле;
-Старайтесь выстраивать занятие в небольших группах – внимательно следите за тем, как адаптируется ребенок в новых коллективах. Лучше подобрать для работы с ребенком грамотных специалистов, тьюторов с большим опытом, либо привлечь к работе ABA-терапистов;
-Делайте ставку на сильные стороны ребенка. Это очень важно, чтобы не принести в жизнь ребенка с РАС больше стресса (его мозг и так не может привычно для нас справляться с большим объемом задач);
-Важными коррекционными составляющими при аутизме у детей остаются коммуникации и взаимодействие. Иногда ребенка тяжело вовлечь к групповым занятиям. Ничего страшного, пускай пока наблюдает за всем со стороны. Но искусство педагога будет состоять в том, чтобы приобщить его к совместной деятельности.
-Вовлекайте в работу над речью логопедов и дефектологов, имеющих опыт работы с детьми с РАС;
-Кроме ученических навыков, делайте акцент на бытовых навыках, умениях самообслуживания – без этого ребенку будет сложно в дальнейшем, даже есть он будет иметь успехи в отдельных предметах;
-Не забывайте, что роль родителя и семьи не менее важны, чем роль педагогов. Создавайте развивающую среду дома, подкрепляйте все те навыки, которые стараются сформировать педагоги в остальное время в садике или школе – будьте с ними на связи;
-Не пренебрегайте семейными ритуалами. Ребенок через них может почувствовать себя частью хоть небольшого, но общества. Это также покажет ему всесторонность жизни, насытит его новым опытом;
-В коммуникации используйте многоразовое повторение, проговаривание, проигрывание важных для ребенка ситуаций способствует созданию у него новых моделей реальности, которые помогут ему в дальнейшей жизни.
Обучение и занятия в школе у ребенка с РАС
-Работайте над формированием понятных условий обучения. Для этого используйте визуальное расписание, регулярные пояснения и проговаривания с ребенком условий обучения: от того, как он будет добираться до места до самого процесса(расписания уроков, поведения на них) до возвращения домой;
-Используйте социальные истории для пояснения важных этапов обучения. В центр истории помещайте любимого и понятного ребенку героя – из его любимого мультика или фильма;
-Продумайте систему поощрений конкретно для своего ребенка. Что его будет ждать после учебного дня, как он сможет успокаиваться в школе (возможно, носить с собой любимые игрушки для самоуспокоения – антиристресс, металлический брелок, фонарик и т.д)
-Поговорите с учителями и родителями других детей. Объясните, какие особенности поведения есть у ребенка, поясните, что они никак не повлияют на обучение других детей;
-Попросите разместить карточки-инструкции, визуальное расписание рядом с ребенком или на видно месте в классе;
-Давайте понятные занятия и подкрепляйте успех;
-Обязательно следите за режимом дня. Многие сбои в поведении могут объяснятся сбоем в привычном укладе жизни ребенка с РАС;