Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Диагностика раннего аутизма

17.03.2024

Диагностика раннего аутизма – довольно сложный процесс. Среди причин – и отсутствие практики систем раннего тестирования в России, и сама специфика заболевания - симптомы и проявления РАС и аутизма довольно различные. Двух одинаковых детей с аутистическими проявлениями в мире нет. И все же – как заподозрить ранний аутизм и вовремя обратиться к специалистам? И что делать, есть подозрения появились? Рассказываем все, что важно знать семье с любым ребенком.

Обязательно обращайте внимание на наличие следующих факторов у ребенка:

-Отсутствие яркого отклика на внешний раздражитель. Ребенок может не проявлять ответных физических и эмоциональных реакций;
-Расфокусированный взгляд. Часто у детей с РАС наблюдается «отсутствующий» взгляд, малыш будто погружен в себя, не обращает внимание на окружающую среду – игрушки его не интересуют, громкие звуки, мимика – тоже;
-Однотипные движения. Зацикливание на одних и тех же действиях (что-то открывать-закрывать, причем долго), играть с одними игрушками, выстраивать что-то в ряд;
-Нарушения речи. Ее отсутствие или волнообразное научение – вроде научился и вдруг выученное пропало. Еще один тревожный симптом – повторение одних и тех же фраз;
-Долгое приучение к горшку. В норме в 3-4 года ребенок отучается от подгузников и привыкает к горшку;
-Изменение движений: повторение – размахивание руками (крылышки) , хождение на цыпочках;
-Замкнутость. Ребенку трудно общаться не только со сверстниками, но даже с родными. Он будто игнорирует всех вокруг (это вовсе не значит, что ребенок вас не любит! Такие проявления могут свидетельствовать о его особенностях коммуникации в силу диагноза);
-Избирательность в еде. Ребенка трудно приучить к новой пище – он может категорически отказываться от предложенной еды, а также новых предметов посуды;
-Строгая организация пространства вокруг. Дети с РАС могут часами раскладывать предметы округ в определенные формы, упорядочивать их строй. Если взрослый пытается навести в «системе» порядок – ребенок может выразить любую острую акцию: агрессию, уход в себя, обиду;
-Нарушенный болевой порог. Дети с РАС могут иметь как гипочувствительность, так и гиперчувствительность. Условно: один ребенок с РАС может упасть и сломать руку и не почувствовать (или получить ожог и не понять), другой – страдает от любого прикосновения;
-Самоагрессия. Дети с РАС могут кусать себя или причинять вред другим способом. Такие действия из-за сбоев работы мозга могут успокаивать ребенка;

Важно знать, что первые признаки аутизма можно заметить у грудничков. Наблюдать в первые месяцы жизни можно за «комплексом оживления» - то есть тем, как ребенок реагирует на улыбку, мимику и другие способы наладить первый контакт с родителями.
По статистике, у мальчиков аутизм проявляется в 4 раза чаще. Но, конечно, советуем одинаково внимательно отнестись к воспитанию всех детей. Отличным решением будет подробное ведение дневника развития ребенка. Это поможет не забыть важные детали и в случае чего «отмотать» события для восстановления хронологии. Не ленитесь вести подробный разбор полетов: что и как ребенок ел, как часто ходил в туалет, какими игрушками играл и какие реакции у него вызывали перемены.

Диагностика

Если вы заметили 2 или больше из перечисленных признаков, рекомендуем обратиться к нескольким врачам: неврологу, психиатру, сурдологу, гастроэнтерологу, генетику, иммунологу. В первую очередь, необходимо найти первопричину, которая может запустить «странное» поведение. Например, ребенок может вас не слышать из-за посторонних биологических проблем, а не из-за наличия аутизма. На поведение также может влиять питание – у многих детей с РАС наблюдается прямая взаимосвязь с работой головы и кишечника. Возможно, из рациона нужно убрать глютен или что-то другое (установит врач). Нарушения ЖКТ очень часто провоцирует яркие проявления РАС.
Как еще можно помочь здесь и сейчас? Методы коррекции.
На сегодняшний день единой схемы лечения РАС нет. А потому комплексные меры – самый верный путь решения проблемы.
Помимо медицинской диагностики, полезно обратиться и к поведенческой коррекции – например, обучиться методикам ABA (Прикладной анализ поведения). Это единственная на данный момент научно доказанная методика работы с поведением во всех развитых странах мира.
С помощью ABA можно корректировать нежелательное поведение, а также прививать новые полезные навыки – от социальных и бытовых до учебных. Данная методика разрабатывалась для работы с людьми с аутизмом, но сейчас используется для работы с разными диагнозами, влияющими на поведение – например, СВДГ, умственной отсталостью, синдромом Дауна, нарушениями речи.
Важно: результаты можно измерить. Понять, сколько и каких приемов коррекции поведения нужно применить к конкретному ребенку, чтобы прийти из точки А в точку Б.
В ABA-методики могут включиться все окружающие ребенка люди: сами родители, педагоги, поведенческие аналитики (ABA-кураторы) и ABA-тераписты.

Если вы уже настроены учиться ABA или просто хотите проконсультироваться по поводу нарушений в поведении своего ребенка, вы всегда можете обратиться в Школу «Я особенный». Наш консультант бесплатно сориентирует Вас по дальнейшим возможным шагам и подскажет, как не пропустить важные этапы развития:
+ 7 999 559-66-19.
Также подкрепляющими и развивающими занятиями для деток с диагностированным РАС могут стать сенсорная терапия, спорт, занятия с логопедами и психологами.

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda