Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Памятка: как понять, что ребёнок «стимится» и исправить это

Стим — по-другому, самостимуляция или стереотипия — это повторение человеком одних и тех же действий. Стимами может быть раскачивание взад-вперёд, щёлканье ручкой, курение, жевание жвачки или постукивание ногой. На самом деле, «стимятся» все, но заметней всего самостимуляция проявляется у людей с аутизмом и РАС.

То, что мы воспримем спокойно — будь то громкий звук или незнакомая ситуация — человека с аутизмом может взволновать и напугать. Чтобы снизить тревожность, он может начать раскачиваться, мотать головой, трясти кистями рук и т. д. — всё это будет следствием ярких, негативных или позитивных, эмоций.

Человек с аутизмом и РАС может «стимиться» и в спокойной обстановке, просто потому, что это вызывает у него приятные ощущения. Многих такое поведение пугает, а родители, видя стимы у ребёнка, пытаются их устранить. Однако запрещать людям с аутизмом и РАС «стимиться» нельзя — это может вызвать стресс и только усилит самостимулирование, либо спровоцирует появление нового стима, более необычного. Но кое-что сделать можно.

Вместе с дефектологом и олигофренопедагогом фонда «Я особенный» Ольгой Зариповой мы разработали небольшую инструкцию. Она поможет сократить частоту стимов или заменить их на более «приемлемые». Итак, что делать?

1. Отследите, ситуации, в которых ребёнок начинает «стимиться», и минимизируйте их. Если стимы опасны или просто вас беспокоят, замените их на безопасные и уместные — по характеру близкие к существующим. Раскачивания можно заменить на катание на качели, прыжки — на прыжки на батуте и т. д. В идеале использовать таймер со звуковым сингналом, так ребёнок привыкнет, что время ограничено, и будет спокойно реагировать, когда вы пойдёте домой;

2. Поработайте над сенсорной интеграцией, чтобы определить, из-за чего происходит сенсорная перегрузка и ребёнок испытывает тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные ощущения обострённо. Упражнения на сенсорику помогут избавиться от перегрузок, снизить тревожность ребёнка, а значит и сократить количество стимов;

3. Следите, чтобы ребёнок принимал препараты, назначенные врачом. Они также влияют на психоэмоциональное состояние человека и позволяют его контролировать.

При этом, не забывайте, что стимы есть у каждого человека, просто люди с аутизмом и РАС очень чувствительны, и таких поведенческих особенностей у них больше. Минимизировав стимы ребёнка, постарайтесь их принять. Это неотъемлемая часть вашего малыша, которая помогает ему чувствовать себя комфортно в этом сложном и непонятном мире.

Читайте
также

Вы воспитываете особенного ребёнка? Устали от детской агрессии и истерик? Хотите научить малыша бытовым навыкам?

Мы знаем, как вам помочь!

Фонд «Я особенный» в поиске специалистов! Нам нужны дефектологи, логопеды, психологи, нейропсихологи, массажисты и инструкторы ЛФК, которые будут проводить реабилитацию особенных детей на дому. Это про вас? Звоните по телефону!

Конкурс на бесплатное обучение АВА

Работа
для педагогов

Made on
Tilda