Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Умственная отсталость у подростков. Определение. Как помочь?

17.05.2024

Понятие «умственная отсталость» появилось 1915 году благодаря немецкому психиатру Эмилю Крепелину. Термин означает стабильное снижение у человека познавательной деятельности. Вызвано оно – органическими поражениями нервной системы, работы отделов мозга.

Часто у детей и подростков с умственной отсталостью присутствуют следующие черты:
-Нарушение эмоционально-волевой сферы;
-Сбои в моторике, функциях памяти;
-Снижение и почти полное отсутствие критичности по отношению к действиям других людей и своим собственным;
-Отсутствие абстрактного мышления;

У подростков умственная отсталость проявляется в несформированности мыслительных процессов, неумении производить простые логические и расчетные операции, нарушениях восприятия ситуаций.

Таким взрослеющим детям сложнее других понять закономерности жизни, упорядочить свои дела на бытовом и социальном уровне, разобраться в вопросах этики, морали. Это вызвано незрелостью сразу нескольких отделов мозга. Важно помнить, что такие ребята быстрее сверстников устают и теряют концентрацию. Им куда сложнее запоминать что-либо и соотносить, им труднее обобщать и осознавать свой опыт, принимать новые знания и анализировать их. Непростым становится отличить главное от второстепенного.
Как и у обычных подростков, у ребят с умственной отсталостью в пубертатный период возникают изменения на физическом и эмоциональном уровне, может возникать тревожность, перемены в настроении. Так как осознать эти причины таким детям не под силу, им нужна двойная поддержки и внимание.

Как помочь ребенку с умственной отсталостью в подростковом возрасте?

-Убедиться в обеспечении благоприятных дружественных отношений в коллективах, где задействован подросток;

-Помнить, что очень важно работа с социальными и бытовыми навыками, умением обслуживать себя. Когда не закрыты важные аспекты – элементарные навыки – подросток может столкнуться с агрессией и пониманием со стороны. Поэтому пренебрегать и откладывать этот вопрос ни в коем случае нельзя. Для формирования навыков у особенных детей в мире уже давно придумана и отлично работает ABA-терапия или Прикладной анализ поведения. Варианты действий самые разные. Вы можете сами обучить методике или обратиться к специалисту (поведенческому аналитику). Он поможет составить карту развития, отталкиваясь от текущей ситуации. Маршрутизация нужна, чтобы проанализировать, каких навыков реально остро не хватает особенному ребенку и что нужно сделать для их формирования. ABA-терапия используется во всем мире для работы с детьми с умственной отсталостью, аутизмом, синдромом Дауна и другими особенностями развития.

-Ребенок должен работать с психологом, который поможет сформировать адекватную систему самооценки. Да, самоанализ дается подростку с умственной отсталостью непросто, но это не повод сдаваться и отмахиваться от такой работы. Навыки подбадривания себя, умение не дать себя в обиду – очень понадобятся в новом периоде;
-Отдайте ребенка с секции, где он сможет общаться с похожими на него сверстниками. Это важно для закрепления навыков общения в жизни, формирования своего личного образа, понимания, как устроена жизнь вокруг;
-Обязательно наблюдайте подростка у медиков: психотерапевта, невролога;
-Пройдите курс или консультацию по половому созреванию у детей с ОВЗ. Можно обратиться к ABA-специалистам. Среди них есть те, кто целенаправленно решает поведенческие вопросы у детей, связанные именно с довольно щекотливыми темами;

Главные принципы психологического воздействия на подростков с умственной отсталостью:

А) Объективность. Реально оценивайте положение дел –какой уровень развития ребенка на текущий момент. Каково состояние его здоровья – нужно ли /реально ли устранять какие-то первостепенные нарушения;
Б) Поведенческий анализ - что ребенок умеет и чему срочно нужно научиться. В пубертатном периоде добавятся важные темы ухода за собой (интерес к своему телу, его изменения, гормональная перестройка). Решите, как будете прививать новые или недостающие навыки? Самостоятельно или со специалистом? Как будете отвечать на вопросы и вести себя, когда проявятся первые подростковые проблемы;
В) Системность. Проанализируйте ситуацию со стороны. Что не хватает вашему подростку для того, чтобы он более плавно вошел в новый важный период? Наметьте цели.

Главное - подключайте все возможные ресурсы, а именно:

1. Напоминаем, что в любом регионе России доступна дополнительная помощь особенным семьям по документу ИППСУ (индивидуальная программа предоставления соц.услуг). Мы можете обратиться в отделение соц.защиты и оформить этот документ в рамках ФЗ №442. Это позволит вам обратиться за бесплатной дополнительной помощью к поставщикам социальных услуг в вашем регионе – то есть бесплатно получать помощь разных специалистов!
2. Обучитесь методикам коррекции поведения и начните помогать своему ребенку самостоятельно. Курсов очень много! Лично мы рекомендуем пройти обучение в онлайн-школе «Я особенный».
3. Подпишитесь на полезные ресурсы. Например, ютуб-канал «Курс на развитие» - там есть много полезных лекций для родителей и специалистов, помогающих особенным детям. Лекции бесплатны и раскрывают самые разные темы, в том числе о формировании навыков и работе с поведением в разном возрасте: https://www.youtube.com/channel/UC7VMmm8Eb9KM6RGqp6C_m-A
4. Подпишитесь на чат поддержки мам. Их, наверняка, много в вашем регионе. Мы рекомендуем общероссийский чат «Особенная мама: как помочь себе и ребенку» в Телеграме: https://t.me/osobennaya_mama_pro
5. Также, если вы не знаете что делать, вы можете обратиться за бесплатной консультацией в фонд «Я особенный»: +7 999 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda