Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Сенсорное развитие

03.05.2024

Тара Делани «Развитие основных навыков у детей с аутизмом».

Хорошо развитая сенсорная система необходима как для когнитивного, так и для социального интеллекта, которые главным образом и определяют успех в нашем мире. Сенсорное развитие начинается в утробе матери и закладывает основы для развития наших более сложных навыков, таких как крупная и мелкая моторика, а также речь и общение.

Можно сказать, что сенсорные навыки — базовые и сложные.

Наша сенсорная система состоит из семи частей

1.Вестибулярная система (баланс и движение). Это самая мощная из сенсорных систем, их королева, хотя именно ее люди осознают меньше всего. Вестибулярное ощущение — это трехмерное обозначение «вы здесь», которое позволяет вам прочувствовать позицию тела по отношению к земле. Вестибулорецепторы расположены в вестибулярном аппарате во внутреннем ухе, они передают информацию о том, где вы находитесь по отношению к земле и другим объектам.

2. Проприоцептивная система (положение тела). Это система осознания своего тела, которая сообщает нам, где находятся одни части нашего тела по отношению к другим и как они двигаются относительно друг друга. Проблемы в функционировании этой системы обычно связаны с проблемами функционирования тактильной и вестибулярной систем. На проприоцептивные рецепторы оказывает стимулирующее воздействие глубокое давление, которое успокаивает нервную систему.

3. Тактильная/осязательная система (прикосновения). Это ваши ощущения от прикосновений, которые говорят вам, что именно контактирует с вашим телом, и сообщают информацию, касающуюся боли, давления, температуры, движения, размера, текстуры и формы. Тактильная система в свою очередь включает еще две системы — защитную и распознающую. Защитная система предупреждает вас о потенциально опасных воздействиях, таких как приземление на кожу комара или едва заметное прикосновение подошедшего к вам сзади незнакомца. Распознавательная система — часть вашего осязания — дает вам информацию о физических свойствах объектов, к которым вы прикасаетесь или которые прикасаются к вам, а также о месте прикосновения, температуре и давлении касающегося вас объекта.

4. Слуховая система. Это ощущения, которые позволяют вам воспринимать и распознавать звуки, а также определять их источник. Рецепторы этой системы находятся во внутреннем ухе и делят часть нервных волокон с вестибулярной системой. Повышенная слуховая чувствительность, или слуховая гиперчувствительность, — одна из ранних причин тревоги родителей, детям которых ставят неврологический диагноз (аутизм, синдром Аспергера или трудности обработки сенсорной информации).

5.Зрительная система. Это ощущения доставляющие вам информацию о цвете, форме расстоянии объектов друг от друга, а также о движении объектов и людей. Ваши глазные мышцы контролируются вестибулярной системой.

6. Вкусовая система. Одна из двух химических систем органов чувств. Позволяет ощущать вкус: определяя химические элементы в еде, она дает нам информацию о том, что попадает нам в рот. Так уж совпало, что природные химические элементы, приятные на вкус, заодно и съедобны.

7. Обонятельная система. Вторая из двух химических систем, отвечающая за распознавание запахов. Улавливая химические элементы в воздухе, она регистрирует и сортирует информацию о запахах, которые вам встречаются. Так же как и с едой, хорошие запахи часто обозначают безопасность. Часть вашего мозга, которая занимается анализом этой информации, имеет прямую нейронную связь с лимбической системой (эмоциональным центром мозга). Множество людей с аутизмом обладают повышенной обонятельной чувствительностью.

Все эти чувства зависят друг от друга и интегрированы друг в друга. Таким образом, проблемы с функционированием одной системы скорее всего окажут влияние на функционирование всех остальных. Например, если вашему ребенку сложно координировать движения, то, возможно, будет испытывать сложности с восприятием зрительной информации, что помешает ему в школе списывать с доски или читать учебник.
Сложности в функционировании этих систем могут повлиять и на социальные навыки ребенка, ведь информация о том, как тело ощущает себя в пространстве и взаимодействует со своим окружением нужна для того, чтобы человек мог почувствовать себя безопасно в новой обстановке и при общении с новыми людьми. Если ваш ребенок гиперчувствителен к прикосновениям, он, скорее всего, будет испытывать сложности в овладении навыками мелкой моторики, связанной с развитием интеллекта и навыков самообслуживания.

Специально подобранные игры и занятия, направлены на интеграцию сенсорных систем, которые являются базовыми (проприоцептивная система, вестибулярный аппарат, осязание, обоняние, зрение, слух, вкус) Многие из этих занятий требуют интеграции информации, поступающей от двух или более сенсорных систем. Их задача — помочь вашему ребенку исследовать свой сенсорный мир и постепенно подготовить его к овладению более сложными навыками, такими как планирование движений (праксис), навыки самообслуживания, общение, поведения, социализация, развитие интеллекта.

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda