Так что собой представляет взрывное поведение? В моей книге «Как перехитрить взрывное поведение: визуальная система поддержки и вмешательство для людей в спектре аутизма» (Endow, 2009) взрывное поведение определяется как имеющее четыре четко определенные стадии, за которыми следует столь же однозначный период восстановления. Кроме того, непосредственно перед взрывом срабатывает физиологический механизм бежать/сражаться.
Согласно этой модели, четыре стадии взрывного поведения являются одинаковыми для любого опыта взрывного поведения, и их можно описать как поезд с четырьмя вагонами, которые называются: Начало, Накопление пара, Точка невозвращения и Взрыв. Основная идея состоит в том, чтобы не дать новому вагону присоединиться к предыдущему, потому что если это произойдет, то поезд сойдет с рельс и последует взрыв.
Если начать с конца, то Взрыв — это стадия, когда поведение, связанное с истерикой, становится очевидным. Непосредственно перед этим идет стадия Точка невозвращения, название которой следует понимать дословно — предотвратить истерику уже невозможно, потому что на этой стадии запускается механизм бежать/сражаться. На этой стадии наблюдается расширение зрачков, учащение дыхания и сердцебиения. Физиологически организм начинает вести себя так, как будто сама наша жизнь находится под угрозой, и он начинает реагировать соответствующим образом: мы сражаемся за свою жизнь. Как только вы наблюдаете поведение, которое у вашего ребенка соответствует Точке невозвращения, то вы знаете, что скоро последует Взрыв, и единственное, что вы можете сделать — как можно скорее создать и поддерживать безопасную обстановку.
Повлиять на взрывное поведение можно только до того, как оно появилось. На стадии Начала уже заметны легкие проявления такого повдения. На стадии Накопления пара проявления становятся более очевидными. И хотя вы можете успешно вмешаться на этих стадиях, самая эффективная стратегия — проактивная профилактика взрывного поведения еще до самых первых стадий.