Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Половое созревание у детей с РАС

05.05.2024

Половое созревание у детей с РАС – частый предмет волнения для многих особенных семей. Наукой доказано, что гормональные перемены, которые, конечно, не обходят детей с аутизмом, могут значительно влиять на их развитие. Причем в одних ситуация это влияние может замедлить развитие, привести к откатам, а в другом – может, наоборот, случится прогресс, скачок в усвоении новых навыков. Правда в том, что одинаковых детей с РАС нет и предсказать сценарий невозможно. Но то, что точно может сделать родитель - начать готовится как можно раньше, психологи рекомендуют начинать с 10 лет. Мы собрали главные лайфхаки и советы специалистов о том, как максимально мягко и безопасно пройти период созревания. Вам может подойти один или сразу несколько советов.

1.Ведите дневник наблюдения за ребенком. Если не делали этого раньше – самое время начать в период, близкий к созреванию. У всех оно наступает в свое время, но начинать можно как можно раньше. Отмечайте настроение и изменение в поведении ребенка, его новые слова, успехи и неудачи. Фиксируйте события, которые происходили накануне перемен.

2. Заметив первые изменения (начиная даже с резких скачков настроения до внезапного желания ребенка лучше узнать свое тело), запланируйте медицинский и педагогический обход. Врач-психиатр, невролог, психолог помогут составить актуальный чек-ап здоровья и дадут актуальные рекомендации. Не оставайтесь один на один в ситуации! Если вам не откликается мнение специалиста, обратитесь еще к одному или двум.

По поводу приема лекарств. Переходный этап может сопровождаться бессонницей, повышенной тревожностью и т.д. Не бойтесь препаратов! Лечение под качественным наблюдением точно не навредит вашему ребенку и поможет, в случае необходимости, снизить мешающие развитию симптомы. Маркер хорошего специалиста – желание наблюдать ситуацию в динамике. Промежуточные визиты и обратная связь помогут в случае чего вовремя скорректировать лечение.

3.Обратитесь к прикладному анализу поведения – методике ABA. На сегодня это самая эффективная методика коррекции поведения у особенных детей во всем мире. Самое лучшее, что вы можете сделать при столкновении с поведенческими проблемами, составить план действий. Так вы сэкономите время и силы. Этим занимаются отдельные специалисты ABA. Поведенческий аналитик внимательно проанализирует ситуацию и подскажет, как действовать вам и всем остальным окружающим, в том числе в случае возникновении «неловких» ситуаций. Он разберется в том, что именно запустило поведение и как с ним работать.
ABA-методика содержит очень много интересных поведенческих инструментов. Подобрать их и применить верно – задача специалистов и родителей. Не пренебрегайте помощью поведенческих специалистов. Поверьте, они только ускорят ваш путь к решению проблемы.

4.Внимание гигиене. Итак, переходный возраст – это целая череда интимных и неловких процедур, связанных с телом. Бритье. Менструация у девочек и эпизоды поллюции у мальчиков. Неизвестно, как ребенок будет осознавать новые изменения, поэтому не бойтесь заранее подготовить разные варианты объяснений «случившегося». Здесь в помощь – социальные истории (то есть отдельно подготовленные истории, часто рассказанные на примере любимых героев, с использованием картинок) или визуальное расписание – четкие инструкции о том, что делать. Понятно, что подростковый возраст несет много разных проблем и новшеств, но научить ребенка бытовым навыкам – это первостепенное, с чего стоит начать. Ведь с гигиеной он сталкивается не только дома, но в социуме – в школе, на доп. Занятиях.
Лайфхаки! В силу разных сенсорных нарушений, ребенку может быть некомфортно пользоваться определенными гигиеническими средствами. Можно рассмотреть многоразовое менструальное белье, а к электробритву для мальчиков заменить на обычный станок. В случаях прилюдной мастурбации следует работать отдельно – поищите поведенческих аналитиков, кто имеет опыт работы с такой проблемой. Ситуацию надо решать последовательно, понимая, как именно подменить такое поведение на его отсутствие в общественных местах.

5. Психологическая поддержка. Половое созревание – это целый спектр эмоций. Будьте готовы к этому и сами. Часто родители особенных детей не дают самим себе разрешение с меньшей опекой относится к ребенку. Оно и понятно! Но все-таки. Ваш ребенок взрослеет и это нужно принимать. Начните с себя – постепенно меняйте свое отношение в вашей коммуникации. Не врывайтесь в комнату без спроса, внимательно относитесь к новым неожиданным заявлениям и увлечения ребенка. Дерзкие заявления и капризы пройдут. А чувство непонимание может остаться. Если у ребенка появилось новое хобби, обязательно поддержите его, каким бы безумным оно не казалось. Поддержка на уровне искреннего интереса отлично чувствуется любыми детьми. Неважно, есть у них аутизм или нет.

6. Отдельного внимания стоит обучение по соблюдению личных границ. Его можно начинать сильно заранее, лишним оно не будет, а вот четкость границ ребенку к переходному возрасту лучше уже понимать. Можно использовать круги доверия. Нарисовать круг и разделить его на зоны, слои. Идем от зеленого(центра) к более красному цвету(краям). В центре – сам ребенок. Его семья. Самые близкие. Дальше желтый круг – знакомые, с которыми он видится часто (бабушки, дедушки, двоюродные братья). Еще дальше (оранжевый) – учителя, друзья, врачи. Красный круг – незнакомые люди, которых можно встретить в магазине или на улице.
Нужно четко отточить правила поведения с каждым уровнем круга. Что ребенок позволяет себе и другим в рамках определенных коммуникаций. Перед кем может раздеться, кому дать себя обнять и так далее.

7. «Круг по взрослению». Будет неплохо найти хобби или увлечение для ребенка среди ребят его интеллектуального и психологического уровня. Это могут быть секции для особенных детей в городе (театральная студия, танцы) или узко-направленные кружки (шахматы, робототехника), где ребенку будет интересно. И главное – где будет создаваться ситуация успеха для него! Он должен чувствовать себя уверенно. И не только с ваших слов.
Если таких секций у вас нет, можно написать в родительский чат с другими особенными семьями и попробовать выйти на новые знакомства. Поверьте, это может стать опорой, как для ребенка, так и для вас самих. Опишите ситуацию, оставьте запрос на совместный досуг, встречу.
В этом нет ничего стыдного. Очень многим семьям не хватает общения, и шанс того, что кто-то откликнется на заявку о совместной прогулке, на самом деле достаточно велика!

Если Вам нужна консультация специалиста (в том числе помощь ABA-специалиста), вы всегда можете обратиться в фонд «Я особенный»:
+7 999 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda