Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Что такое сенсорная интеграция?

06.05.2024

СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ (СИ) - ЭТО ПРОЦЕСС, ВО ВРЕМЯ КОТОРОГО НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОТ РЕЦЕПТОРОВ ВСЕХ ЧУВСТВ (ОСЯЗАНИЕ, ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ, ОЩУЩЕНИЕ ТЕЛА ИЛИ ПРОПРИОЦЕПЦИЯ, ОБОНЯНИЕ, ЗРЕНИЕ, СЛУХ, ВКУС), ЗАТЕМ ОРГАНИЗУЕТ ИХ И ИНТЕРПРЕТИРУЕТ ТАК, ЧТОБЫ ОНИ МОГЛИ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ В ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ЭТО АДАПТАЦИОННАЯ РЕАКЦИЯ, СЛУЖАЩАЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ, ПРИНЯТИЯ СООТВЕТСТВЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ ТЕЛА, И Т.П. У БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ ПРОЦЕСС СЕНСОРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРОИСХОДИТ АВТОМАТИЧЕСКИ, ОБЕСПЕЧИВАЯ РЕАКЦИИ, СООТВЕТСТВЕННО ТРЕБОВАНИЯМ ОКРУЖЕНИЯ И ОБУСЛАВЛИВАЕТ ПРАВИЛЬНОЕ СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ. В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОБРАБОТКИ СЕНСОРНЫХ СИГНАЛОВ, БУДУТ ПОЯВЛЯТЬСЯ ДИСФУНКЦИИ В МОТОРНОМ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ, А ТАКЖЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА.

Целью терапии сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Желаемые адаптационные реакции появятся естественным образом, в качестве последствия функционирования нервной системы (формируются и улучшаются синаптические соединения OUN). Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. Создателем метода сенсорной интеграции является A. Жан Айрес, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. В Польше метод СИ появился в 1993 году, а его распространением занялась одна из первых сотрудниц д-ра А. Жан - Вайолет Ф. Маас

Симптомы нарушений сенсорной интеграции

Чрезмерная или недостаточная чувствительность к тактильным, зрительным, слуховым стимулам, а также движению, к примеру, избегание касания некоторых фактур (песок, каша); избегание занятий с пластилином, рисования пальцами; проблемы с манипулированием, использованием столовых приборов, ножниц; неправильный захват карандаша; сверхчувствительность к звукам, к свету; трудности в обучении письму и чтению; трудности с выслушиванием рекомендаций; проблемы с обучением езды на велосипеде; избегание катания на качелях, каруселях, или чрезмерное увлечение этими играми; затруднения при переписывании с доски, пропускание букв, слогов; трудности в различении правой и левой сторон, особенно, когда у ребенка нет времени, чтобы задуматься; низкий порог толерантности к близости другого лица.

Слишком высокий или слишком низкий уровень двигательной активности:
· Расстройства мышечного тонуса.
· Слабая двигательная координация (эти проблемы могут касаться крупной или мелкой моторики).
· Двигательная неуклюжесть.
· Трудности в концентрации, импульсивность.
· Быстрая утомляемость.
· Отказ от социальных контактов.
· Задержка развития речи, двигательного развития, а также трудности в обучении.
· Слабая организация поведения, отсутствие планирования.

Для кого терапия СИ

· Дети со специфическими трудностями в обучении, такими как дислексия, дисграфия, дизорфография, слабое сосредоточение внимания
· Дети с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания
· Дети с ДЦП.
· Дети с аутизмом
· Дети с задержкой психомоторного развития
· Умственно отсталые дети
· Дети с заболеваниями генетического характера (к примеру, синдром Дауна, Аспергера, Ретта, Вильямса, Тёрнера, Клайнфельтера)

В чем состоит терапия?

Целью терапевтических занятий, проводимых с ребенком, является компенсация, определенных диагнозом, нарушений и расстройств чувственной интеграции ребенка. Диагноз основывается на проведении подробного анамнеза и на тестах сенсорной интеграции. Занятия по сенсорной интеграции, в основном, носят характер двигательной активности, направленной на стимуляцию чувств. Они адаптированы к уровню развития ребенка и проходят в форме <<учебной игры>>.

Ребенка будут побуждать и направлять на выполнение действий, которые будут высвобождать и провоцировать соответствующие эффективные реакции на сенсорный стимул. Во время занятий будут выполняться соответствующие для ребенка упражнения, обладающие вестибулярной, проприоцептивной, а также тактильной стимуляцией. Степень сложности этих упражнений будет постепенно возрастать таким образом, чтобы требовать от ребенка более организованных и прогрессирующих реакций. В процессе терапии предпочтение отдается направленным играм и деятельности, свободно выполняемым детьми, высвобождающим автоматические сенсорные реакции, а не инструктируемым, навязываемым и конкретно тренируемым реакциям на стимулы. Терапия для ребенка, как правило, является удовольствием, но одновременно и тяжелым трудом, нацеленным на достижение успеха, который вероятно был бы невозможен при обычных спонтанных играх. Важным аспектом терапии является мотивация ребенка. Вышеописанные цели реализуются с использованием разнообразных устройств и вспомогательного терапевтического оборудования, такого как качели, бревна, платформы, упряжь, роликовые доски, и многое другое.

Воздействуя на другую группу чувств, мы применяем, к примеру, фактурные сенсорные пособия, гири, приборы для слуховой, обонятельной или зрительной стимуляции.

Результаты терапии

Благодаря старательно подобранным упражнениям в рамках терапии, ребенок может улучшить:
· развитие в области крупной и мелкой моторики
· внимание и концентрацию
· зрительные и слуховые способности
· самосознание и самооценку
· функционирование

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda