Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Чем атипичный аутизм отличается от обычного? Что делать семье, чтобы помочь ребенку?

16.05.2024

Классический вид аутизма, как правило, проявляется ярко, первые черты видны уже на первых годах жизни ребенка. Это может быть отсутствие «комплекса оживления», гуления, контакта глаза в глаза, игнорирование взрослого, ярких предметов, игрушек. Атипичный аутизм ставят детям, у которых аутистические черты присутствуют частично, либо они появились позже 3-х лет.

Диагностика атипичного аутизма может быть затруднительной, поскольку черты могут указывать и на другие расстройства. Еще недавно детям с чертами аутизма могли поставить детскую шизофрению или умственную отсталость. Сейчас врачебных путаниц меньше, но все-таки и самому родителю важно знать, что может служить тревожным сигналом.

Красными флажками атипичного аутизма могут быть:

-Беднота эмоционального спектра – ребенок отстранен, проявляет эмоции скудно, не отвечает улыбкой на улыбку;
-Ребенок не отзывается на имя, не реагирует на выраженные звуки (обязательно проверьтесь у сурдолога);
-Малыш не проявляет интереса к другим людям – членам семьи или новым знакомым;
-Ребенок не смотрит в глаза – взгляд направлен мимо или «через» собеседника;
-Повтор одних и тех же действий – от тех, что приводят к самоповреждению, до нелогичных и «необъяснимых» – взмахи руками, повороты вокруг себя, раскачивания всем телом или отдельно руками и ногами;
-Игра и взаимодействие с другими детьми не вызывает интереса;
-Самоагрессия или агрессия, направленная на других, истерика в любом новом месте, обстоятельствах;
-Нарушение сенсорного восприятия. Ребенок не любит, когда к нему прикасаются/ он избегает громких звуков/ холодная или горячая температура предметов вызывает у него физическое отторжение/ нарушен болевой порог – он может упасть и не заметить, либо, наоборот, сильно плакать при малейших воздействиях;
Сложность заключается в том, что все эти черты могут «выстреливать» отдельно или вместе. Комбинироваться. Меняться. Это осложняет ситуацию определения точного диагноза и построения системы помощи;

Совет Как помочь ребенку, если вы заподозрили атипичный аутизм?

Есть три основных направления, о которых стоит помнить.

Шаг первый – начинайте вести дневник наблюдения.
Смотрим, что происходит перед тем, как ребенок проявляет одну из перечисленных черт. В какое время, в каком он настроении, что окружает ребенка. Что он ел накануне. Сколько спал. Такой дневник очень пригодится для следующих шагов.

Шаг второй – обратиться к врачам.
Для составления максимально точной характеристики происходящего советуем обращаться к ряду специалистов. Это: невролог, психиатр, сурдолог, иммунолог, гастроэнтеролог. Почему сразу к нескольким?
В основе нарушений поведений, в атипичном аутизме, как и в классическом, кроется некая первопричина(у всех своя), и с ней нужно работать не меньше, чем с поведенческими особенностями. Часто у деток с атипичным аутизмом можно найти нарушения в работе кишечника, сбои в работе нервной или иммунной систем.

Как правило, уделив внимание этим аспектам, может наблюдаться улучшение и поведения, и состояние ребенка, в целом. Помните, что малыш в силу своих особенностей не может рассказать вам о своем состоянии полноценно. Родитель видит лишь верхушку айсберга – то, как реагирует ребенок на первоначальные заболевания.
Атипичный аутизм могут «запустить» самые разные факторы – сильная простуда, прививка, нервное потрясение и еще множество факторов. Не вините себя, что «допустили» какой-то из них. Вероятнее всего, если нарушение в работе одной из систем уже было, «курок» мог быть нажат в любой момент позже. Сейчас ваша задача разобраться, какую из ослабленных систем надо «подлатать». Именно поэтому, в первую очередь, делаем полный срез проблемы – получаем заключения от разных по профилю специалистов.

Шаг третий - поведенческая терапия.
От аутизма нет таблетки. Как правило, аутичные черты в том или ином виде остаются с человеком на всю жизнь. Хорошая новость – их можно сгладить или максимально проработать, чтобы они не мешали жить ни самому ребенку, ни окружающим.
Для этого в мире уже больше 30 лет применяются методы ABA-терапии (Прикладной анализ поведения). Данная методика первоначально была разработана для коррекции поведения у детей с аутизмом и РАС, но сейчас применяется для деток с самыми разными диагнозами. Методика помогает добиться точных результатов, просчитать, что и каким образом нужно поменять в среде ребенка, чтобы избавиться от поведенческих проблем. То есть специалист буквально высчитывает траекторию развития для отдельно взятого ребенка.

Что можно сделать с помощью ABA-терапии?

-В первую очередь, помочь малышу избавиться от нежелательного поведения. А это: истерики, агрессия, неумение выражать просьбы, ждать, спокойно заниматься и слушать;

-Сформировать полезные навыки: умение самостоятельно есть, мыться, одеваться, учиться, взаимодействовать с другими, слушать и повторять за взрослым и т.д. Все зависит от задачи, которую не получается решить самостоятельно;

-Развить речь и коммуникацию – есть блоки поддержки и для плохо говорящих детей, и для детей с полным отсутствием речи (метод альтернативной коммуникации);

-Помочь ребенку влиться в социум – перевести обычные для сверстников задачи на язык, понятный ребенку с атипичным аутизмом (например, научить безопасно переходить дорогу, самостоятельно добираться до школы, покупать продукты в магазине);

Обычно в ABA работа начинается с детального анализа ситуации. Составляется индивидуальная программа помощи для конкретного ребенка. Анализируются его сильные и слабые стороны, факторы, которые запускают нежелательное поведение. Предлагается ряд конкретных действий для формирования и закрепления нужного поведения, подбирается система методик ABA, которая подойдет конкретно для вашего малыша.

Почему стоит действовать комплексно?

Потому что самое драгоценное и безвозвратное – время. К сожалению, распространена практика, когда врачи могут оттягивать момент постановки диагноза: «Ничего, ребенок еще заговорит», «Догонит!», «Это темперамент!». Время уходит, а вместе с ним и шанс на своевременную реабилитацию. Помните: чем раньше, тем лучше.

Не забывайте: ребенку предстоит пойти в садик, в школу, где он столкнется с новыми для себя вызовами. Социумом, необходимостью обучаться и взаимодействовать с новыми людьми. Ему просто необходимо быть готовым, а значит, обладать элементарными навыками – от самообслуживания до умения просить, выражать мнение, обучаться. Увы, наверстать это со временем будет сложнее.

Именно поэтому, обнаружив даже два признака атипичного аутизма, начните бить тревогу самостоятельно.

Еще раз:
Обследования у врачей;
Поведенческая терапия;
Дневник ваших личных наблюдений;
Если вы сомневаетесь с специалистах, ищите новых. Рассматривайте проблему с разных сторон. Выход - в действии! В ваших руках.
Если Вам прямо сейчас нужна консультация специалистов, диагностика или вы хотите узнать больше об ABA-методиках (или обучиться самим), вы можете обратиться в фонд «Я особенный». Мы подскажем, что делать в сложной ситуации и какие варианты поддержки есть конкретно в вашем случае: +7 999 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda