Есть три основных направления, о которых стоит помнить.
Шаг первый – начинайте вести дневник наблюдения.
Смотрим, что происходит перед тем, как ребенок проявляет одну из перечисленных черт. В какое время, в каком он настроении, что окружает ребенка. Что он ел накануне. Сколько спал. Такой дневник очень пригодится для следующих шагов.
Шаг второй – обратиться к врачам.
Для составления максимально точной характеристики происходящего советуем обращаться к ряду специалистов. Это: невролог, психиатр, сурдолог, иммунолог, гастроэнтеролог. Почему сразу к нескольким?
В основе нарушений поведений, в атипичном аутизме, как и в классическом, кроется некая первопричина(у всех своя), и с ней нужно работать не меньше, чем с поведенческими особенностями. Часто у деток с атипичным аутизмом можно найти нарушения в работе кишечника, сбои в работе нервной или иммунной систем.
Как правило, уделив внимание этим аспектам, может наблюдаться улучшение и поведения, и состояние ребенка, в целом. Помните, что малыш в силу своих особенностей не может рассказать вам о своем состоянии полноценно. Родитель видит лишь верхушку айсберга – то, как реагирует ребенок на первоначальные заболевания.
Атипичный аутизм могут «запустить» самые разные факторы – сильная простуда, прививка, нервное потрясение и еще множество факторов. Не вините себя, что «допустили» какой-то из них. Вероятнее всего, если нарушение в работе одной из систем уже было, «курок» мог быть нажат в любой момент позже. Сейчас ваша задача разобраться, какую из ослабленных систем надо «подлатать». Именно поэтому, в первую очередь, делаем полный срез проблемы – получаем заключения от разных по профилю специалистов.
Шаг третий - поведенческая терапия.
От аутизма нет таблетки. Как правило, аутичные черты в том или ином виде остаются с человеком на всю жизнь. Хорошая новость – их можно сгладить или максимально проработать, чтобы они не мешали жить ни самому ребенку, ни окружающим.
Для этого в мире уже больше 30 лет применяются методы ABA-терапии (Прикладной анализ поведения). Данная методика первоначально была разработана для коррекции поведения у детей с аутизмом и РАС, но сейчас применяется для деток с самыми разными диагнозами. Методика помогает добиться точных результатов, просчитать, что и каким образом нужно поменять в среде ребенка, чтобы избавиться от поведенческих проблем. То есть специалист буквально высчитывает траекторию развития для отдельно взятого ребенка.