Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Социальные роли: что это, как помогают детям с аутизмом и РАС? Как начать применять?

17/03/2025

Давайте вернемся в ваше детство и вспомним, что все мы играли в социально значимые роли, которые влияли на формирование наших самоощущений и поведение в обществе. Любимые ролевые игры: дочки-матери, магазин, полиция, пожарные и т.д. В каждой игре свои правила, индивидуальные действия и неповторимые ходы, но достаточно предсказуемые, поскольку детский мозг не способен воспроизводить опыт взрослого человека в игре. Мы уверены, что спустя много лет, эти игры могут видоизменяться, но они никогда не пропадут из жизни детей. То, что закладывается ребенку в детстве, остается с ним на всю жизнь, приобретая опыт происходящих событий.

Дети с аутизмом и РАС (расстройства аутистического спектра) иначе ощущают мир и свое нахождение в нем. На это влияют очень многие факторы, например:

* индивидуальные восприятия (боязнь громкого шума, яркого света и т.д.)
* нежелание взаимодействовать с другими людьми
* неумение выражать и проявлять ряд эмоций
* потоки информации, которые очень быстро перегружают нервную систему
* нет речи и коммуникативных навыков

В совокупности, конечно, все перечисленное и то, о чем мы не сказали, может давать защитный механизм. Аутичные дети реагируют на внешние раздражители по-особенному:

- появляется агрессия и самоагрессия
- крики и истерики
- замкнутость в себе, повторяющиеся действия (стереотипия)
- отсутствие эмоций
- отсутствие выполнения просьб и задач
Но как объяснить ребенку с РАС о правильном поведении в обществе?

Во-первых, у вас должна быть четкая система "можно/нельзя". Можно: переходить дорогу на зеленый свет, говорить "спасибо" и "пожалуйста". Нельзя: выходить на проезжую часть, взаимодействовать с незнакомыми взрослыми людьми, брать в магазине продукты, не оплатив их. В этом могут помочь карточки или небольшие записанные родителем или педагогом видеоуроки. Ребенок будет последовательно понимать, что вы от него хотите, если задача будет "раздроблена" на маленькие пункты. И каждое успешное действие должно подкрепляться той системой мотивации, которую воспринимает и получает именно ваш ребенок.

Во-вторых, вы должны четко определить социальные навыки, которые нужны вашему сыну или дочери. Невозможно научить всему и сразу, но постепенно от самого необходимого до дополнительного дойти можно и нужно. Наблюдайте за ребенком в процессе взаимодействий с остальными, понимайте, что ему нравится, а что нет, когда рядом другие. Тогда вы увидите, что нужно "прокачивать". Не забывайте поощрять ребенка за успехи, записывайте все изменения, которые с ним происходят.

В-третьих, следите, чтобы любой социальный опыт был положительно воспринят ребенком. Он не захочет играть в кубики с другими детьми, если они обижают его в садике, например. Чем больше будет положительных впечатлений, тем чаще ребенок захочет повторить прожитый опыт. Это часть законов АВА (прикладной анализ поведения).

И в-четвертых, заранее планируйте, как вы будете уменьшать свое присутствие во время социальных взаимодействий. Обсуждайте положительные тенденции с поведенческим аналитиком или другим специалистом и выстраивайте систему постепенного "выхода из игры". Когда ребенок уже справляется самостоятельно, необязательно каждый раз давать ему поощрение, это тоже может негативно отразиться на поведении.

И не забудьте продумать действия в случае проблемного поведения! Приготовьте для ребенка подсказки, которые он уже знает, чтобы у него всегда был "запасной вариант".

АВА-терапия - одна из самых эффективных методик в коррекции аутизма. В онлайн-школе "Я особенный" есть курсы для родителей и педагогов. Подробнее по ссылке: https://yaosobenniy.su/kursy или по номеру телефона: +7 999 559-66-19

Как помочь

Стать партнером

Стать специалистом

Предложить свою помощь

Made on
Tilda