Один из самых эффективных методов коррекции детей с аутизмом и вообще ментальными особенностями - методики АВА (прикладной анализ поведения).
АВА-подход основан на практике, работе с окружающей средой и мотивацией ребенка. С помощью АВА можно научить ребёнка чему угодно: ходить на горшок, чистить зубы, жевать, следит за пальчиков, спокойно ждать, выражать свои эмоции и потребности, учиться, общаться, играть, не устраивать истерики, правильно себя вести и т.д.
АВА работает с тем, что можно сначала измерить, а потом поменять. Это не эмоции, чувства или характер. Мы работаем с конкретным поведением
и навыками у ребенка. С тем, что можно пронаблюдать, зафиксировать, записать и изменить в нужную сторону. Более того, в процессе коррекции мы также продолжаем оценивать, как меняется поведение. Это позволяет корректировать направление методик, при необходимости.
Всегда есть связь между поведением и факторами окружающей среды, из-за которых оно происходит. АВА помогает выявить эту связь и использовать для устранения нежелательного поведения. Ни одно поведение не происходит просто так - есть запускающий фактор. И есть то, что следует за поведением и закрепляет его. Это мотивация ребёнка, подкрепление, ради которого он будет продолжать свои действия. Это общий закон формирования поведения вообще у всех людей.
Поощрением может быть всё, что угодно. Объятия, подарки, поход в кино, похвала, игрушки у детей и зарплата у взрослых. У детей с особенностями подкрепления могут быть чудными. Допустим, у ребенка сниженная сенсорная чувствительность и он плохо ощущает своё тело. Подкреплением может стать шлепок по попе или ситуация, когда ребёнка крепко держат, пытаясь остановить или успокоить. Тело получает - сенсорные ощущения, которые ему приятны. Мы думаем, что наказываем и сдерживаем ребёнка, а на самом деле поощряем его. Прикладной анализ поведения называется так не случайно. Мы всегда анализируем, что запускает поведение и что происходит после. Это позволяет понять его функцию и узнать, что его подкрепляет. А значит, заменить или устранить нежелательное поведение у ребёнка.
Самый лучший вариант - когда АВА применяет мама дома, используют воспитатели и учителя в детском саду и школе. А кроме того, у ребёнка есть дефектолог, логопед, другие специалисты, кружки, секции и прочие формы социализации. Малыш растет в развивающей и поддерживающей среде, учится себя обслуживать, смотрит на сверстников, понимает, как правильно себя вести дома и в обществе. К сожалению - этот вариант иногда утопичный, т.к. хорошие специалисты и постоянные занятия есть не во всех центрах (гос. центры и вовсе предлагают реабилитацию только 1-2 раза в года) а частные педагоги стоят дорого. Поэтому обучение родителя методикам АВА и самостоятельные занятия с ребёнком становятся актуальней вдвойне.