Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Как наладить сотрудничество с ребенком с РАС?

26/02/2025

На что обратить внимание?

Пункт первый.

Необходимо четко определить: есть ли у ребенка поведенческие проблемы и какие, выстроена ли грамотная система мотивации. Немаловажным будет и выбор специалиста, который начнет занятия с ребенком. Разумно оцените возможности ребенка. Прежде всего стоит обратиться к поведенческому аналитику, который выстроил маршрут помощи, исходя из того, что уже малыш умеет и чему предстоит научиться.

Для того, чтобы приступить к развитию необходимых навыков, нам важно скорректировать нежелательное поведение, если оно есть. То есть агрессию и самоагрессию, истерики, плохое поведение вне дома и подобное, нужно "устранить". Без работы с поведением развить навыки просто невозможно.

Представьте: ребенка нужно обучить читать по слогам, но он и десять минут не может просидеть на одном месте, встает, отвлекается, начинает прыгать и бегать, нет фокуса на задании. В таком случае возникает вопрос: а как исправить "непослушание"? С помощью АВА-терапии (прикладной анализ поведения).

Есть миф, что АВА подходит только для детей с аутизмом. Когда методика только создавалась, она действительно была разработана для детей с РАС. Но довольно быстро стало понятно: "АВА - это для всех". Ведь с поведением работать можно у разных детей. У малышей с ОВЗ особенности в поведении встречаются часто.
Пункт второй.

Важно понять: работа с поведением - процесс долгий. Мы собираем информацию о жизни ребенка, составляем полную картину его реакций и привычек на окружающие раздражители, выявляем, где проявляется "проблемное поведение", а затем приступаем к работе с ним. То есть меняем одно привычное поведение на другое с помощью мотивационных подкреплений. Когда достигли желаемый результат, начинаем обучать навыкам.

Пункт третий.

Итак, мы знаем, как ребенка мотивировать, но сотрудничество все еще не достигнуто. Что делать? Если нормотипичного ребенка можно попросить или даже заставить что-то делать, то с особенным - не получится и подобное может даже навредить. Поведенческие аналитики не занимаются с детьми через истерики, плач и сопротивление. Они постепенно вовлекают ребенка в учебный процесс, добиваясь того, чтобы он занимался добровольно и с удовольствием.

Сотрудничество устанавливается через систему руководящего контроля.

Руководящий контроль - это умение педагога, специалиста или родителя управлять поведением ребенка через подкрепление желательного поведения и формирование мотивации к сотрудничеству. И в этом нам помогает снова АВА! Необходимо определить набор любимых игрушек, лакомств и занятий ребенка, для того, чтобы поощрять его их предоставлением после выполненного задания.
Важно убрать поощрения из свободного доступа ребенка и сформировать у него понимание, что получение любимых вещей возможно только после выполнения ваших инструкций.

Если вы хотите установить сотрудничество с ребенком с РАС, вы должны стать для ребенка не раздражителем, а приятным и подкрепляющим стимулом, источником положительных эмоций и взаимодействий. Не "надзирателем" в играх, а прекрасным компаньоном. Если удастся этого добиться, то ребенок сам начнет проявлять инициативу в общении и желании сотрудничать, что-то делать полезное, следуя указаниям взрослого.

Всегда разговаривайте с ним, рассказывайте, описывайте и комментируйте ваше совместное времяпрепровождение.

Используйте те слова и выражения, которые понятны и легки для ребенка. Иначе он будет пропускать информацию, будет слышать, но не слушать. Покажите, что если сын или дочь будет следовать вашим правилам, он будет быстрее получать желаемое "удовольствие".

Всегда поощряйте ребенка за сделанную работу, сопровождая материальное подкрепление социальной похвалой. Регулярное подкрепление усиливает формируемое поведение ребенка и желание с вами сотрудничать.
Где обучиться методикам прикладного анализа поведения?

Курсы по АВА-терапии есть в онлайн-школе "Я особенный". Вы получаете лекции с практикой и постоянную обратную связь от педагога (поведенческого аналитика) после выполнения домашних заданий! Онлайн-школа - кладезь полезной информации для приобретения необходимых навыков особенному родителю. Записаться на курсы и узнать подробности обучения можно по ссылке: https://yaosobenniy.su/abba , получить консультацию координатора Школы по телефону: +7 999 559-66-19

Как помочь

Стать партнером

Стать специалистом

Предложить свою помощь

Made on
Tilda