Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Детский аутизм (синдром Каннера) - симптомы и лечение

25.03.2024

Детский аутизм – расстройство психики, главными чертами которого являются серьезные трудности коммуникации ребенка, нарушение разных аспектов восприятия информации извне.
По статистике ВОЗ, каждый 100-ый ребенок в мире может иметь расстройство аутистического спектра (РАС). В США прогнозы показывают, что РАС в этой стране может быть у каждого 46 ребенка, в Южной Корее – у каждого 36-ого. Мальчики страдают РАС в 3-4 раза чаще девочек.

История исследований

Признаки аутизма можно проследить в раннем детстве – даже в первые месяцы после рождения. Существуют разные тесты для определения первых симптомов. Например, ребенок может не смотреть в глаза, не фокусировать внимание на определенных вещах, не проявлять «признаки оживления» на ранних периодах (фиксации на разных предметах или звуках, улыбка, вокализация).
Одно из первых исследований о людях с РАС провел австрийский и психиатр из Америки Лео Каннер в 1943 году. В своем труде он описал 11 детей, которые «существенно отличались» от других малышей, болеющих уже известными расстройствами.
Ученый определил черты, определяющие этот синдром:
  • Подопечные вели себя так, «будто людей рядом с ними не было», они «полностью игнорировали всё вокруг них»;
  • Они стремились к единообразию, структуризации объектов вокруг;
  • Пациентам было трудно выполнять некоторые социальные и бытовые навыки;
Спустя почти 30 лет другой ученый Майкл Раттер определил «триаду аутизма»: несовершенные социальные отношения (избегания контакта – глаза в глаза, словесного), плохо развитые языковые навыки – речь, жесты, подражание, наличие определенных ритуалов, стереотипного поведения.
Кстати, в 1978 году аутизм внесли в Международную классификацию болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) как отдельное заболевание.
Среди причин возникновения аутизма есть разные версии: наследственный фактор, хромосомные аномалии, накопление тяжелых металлов в организме. По наблюдениям многих специалистов, работающих с детьми с РАС, аутистические особенности наблюдаются у детей, имеющих нарушение с кишечником.
Также в мире проводятся исследования, которые рассматривают связь РАС с изменениями лобных отделов коры головного мозга, срединной височной доли, гиппокампа и мозжечка, влияющего на речь, внимание, мышление, обучение и эмоциональную сферу.

Признаки детского аутизма

Признаки детского аутизма (могут наблюдаться разные комбинации или отдельные черты);
  • Ребенок предпочитают одиночество игре со сверстниками или другими людьми;
  • Не любит тактильный контакт;
  • Ему некомфортно держать зрительный контакт;
  • Истерика запускается после сенсорной перегрузки – от шума, громкого звука, ярких зрительных, световых впечатлений;
  • Притуплено чувство опасности;
  • Часто совершает повторяющиеся действия;
  • Эмоциональная реакция не соответствует ситуации;

Признаки аутизма у детей грудного возраста:

  • Ребенок не проявляет интереса к игрушкам, ласковым интонациям;
  • Не пытается ползать, часто раскачивается на коленях и локтях;
  • Не реагирует на звук погремушки или другие звуки, при этом он плачет, когда слышит новые звуки;

В возрасте 1-2 года:

  • Ребёнок раскачивается, машет руками («крылышки»);
  • Повторяет слоги и слова, часто невпопад, не в тему;
  • Складывает предметы в определенной последовательности, ему не нравится, если кто-то ее нарушает;

В 3-4 года:

  • Уже часами может делать что-то одно, обычно связанное с какой-то определенной вещью – смотреть, как крутится машинка, расставлять предметы, крутить детали;
  • Не идет на контакт с другими детьми;
  • Не испытывает тяги общаться даже с родными(могут не нравится обнимашки, поцелуи, говорить необходимости нет);
  • Нарастает потребность в стереотипных действиях;
  • Реакции на окружающие раздражители нарушены – он может и не замечать или, наоборот, реагировать слишком сильно;
  • Есть определенные строгие предпочтения в еде или серьезные проблемы с приемом пищи;

Почему может возникать аутизм?

Проблема может стоять на стыке нарушений нервной, именной системы, проблем с кишечником. Есть исследования, где сказано, что такое поведение вызвано избыточным образованием коротких синаптических связей. Они, в свою очередь, мешают образованию дальних связей между важными областями мозга, как раз теми, которые отвечают за социально-коммуникативное развитие.

Классификация и стадии развития детского аутизма

В новой версии МКБ-11 «расстройство аутистического спектра», в отличие от прошлой версии, выступает в качестве основного диагноза. Он характеризуется уровнем нарушения функционального языка и интеллектуального развития.
Новый подход позволит сосредоточиться на помощи людям с признаками «триады аутизма». Слово «спектр» в новом диагнозе «РАС» как раз указывает на значительные различия в степени выраженности нарушений.
В России МКБ-11 на момент начала 2024 года не ввели, не согласившись с рядом диагнозов (не связанных с аутизмом).

Диагностика детского аутизма

Заметить признаки аутизма можно в первые месяцы жизни. Тут поможет и настороженность родителей, и врачей. Если вы подозреваете аутизм, попробуйте пройти некоторые тесты:
  • опросник Modified Checklist for Autism in Toddlers (M-CHAT) — состоит из 20 вопросов, на которые отвечают взрослые;
  • тест Autism Diagnostic Observation Schedule (ADOS) — проверяет навыки коммуникации, способность к игре и развитие речевой функции, его применяют у детей любого возраста и с разным уровнем развития;
  • тест Childhood Autism Rating Scale (CARS) — подходит для диагностики характерных нарушений у детей от 2 до 4 лет, оценивает эмоциональную и познавательную деятельность;
  • тест Autism Spectrum Screening Questionnaire (ASSQ-2) — диагностирует различные виды РАС у детей от 6 до 16 лет;

Лечится ли аутизм?

Пока волшебной таблетки не найдено, родителям рекомендуют разные способы корректировать РАС, чтобы поведенческие особенности как можно меньше сказывались на жизни ребенка и его семьи.
Наилучшие результаты показывают ситуации, где идет плотное и постоянное наблюдение со всех сторон. Оказывается врачебная, социальная и педагогическая коррекция.
Если вы заподозрили у ребенка РАС, обязательно посетите следующих специалистов:
  • Невролог
  • Психиатр
  • Сурдолог
  • Гастроэнтеролог
 В качестве дополнительной терапии можно прибегнуть к ABA-методикам. Обучившись им, вы поймете как справляться с поведенческими особенностями ребенка: как сформировать  у него новые навыки и убрать нежелательное поведение, учитывая его особенности.
Обучиться ABA можно на курсах в Школе «Я особенный»: +7 999 559-66-19

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda