Признаки аутизма можно проследить в раннем детстве – даже в первые месяцы после рождения. Существуют разные тесты для определения первых симптомов. Например, ребенок может не смотреть в глаза, не фокусировать внимание на определенных вещах, не проявлять «признаки оживления» на ранних периодах (фиксации на разных предметах или звуках, улыбка, вокализация).
Одно из первых исследований о людях с РАС провел австрийский и психиатр из Америки Лео Каннер в 1943 году. В своем труде он описал 11 детей, которые «существенно отличались» от других малышей, болеющих уже известными расстройствами.
Ученый определил черты, определяющие этот синдром:
- Подопечные вели себя так, «будто людей рядом с ними не было», они «полностью игнорировали всё вокруг них»;
- Они стремились к единообразию, структуризации объектов вокруг;
- Пациентам было трудно выполнять некоторые социальные и бытовые навыки;
Спустя почти 30 лет другой ученый Майкл Раттер определил «триаду аутизма»: несовершенные социальные отношения (избегания контакта – глаза в глаза, словесного), плохо развитые языковые навыки – речь, жесты, подражание, наличие определенных ритуалов, стереотипного поведения.
Кстати, в 1978 году аутизм внесли в Международную классификацию болезней 9-го пересмотра (МКБ-9) как отдельное заболевание.
Среди причин возникновения аутизма есть разные версии: наследственный фактор, хромосомные аномалии, накопление тяжелых металлов в организме. По наблюдениям многих специалистов, работающих с детьми с РАС, аутистические особенности наблюдаются у детей, имеющих нарушение с кишечником.
Также в мире проводятся исследования, которые рассматривают связь РАС с изменениями лобных отделов коры головного мозга, срединной височной доли, гиппокампа и мозжечка, влияющего на речь, внимание, мышление, обучение и эмоциональную сферу.