Умственная отсталость – значительные изменения психики, личности в целом, которая может появиться в результате органических повреждений центральной нервной системы. При этих нарушениях страдает интеллектуальная, эмоциональная сферы, поведение.
Умственная отсталость может быть обусловлена рядом органических, наследственных факторов. В одних случаях заболевание возникает в результате влияния одного из этих факторов, в других – в результате сложного взаимодействия многих патогенных нарушений.
К особенностям психического развития детей с умственной отсталостью можно относить недоразвитие высших форм познавательной деятельности. Таким детям сложно анализировать, обобщать, воспринимать абстракции, мыслить широко, страдает их речь – одна из высших психических функций человека.
У детей с умственной отсталостью сильно ослаблен интерес к жизни, познавательная функция, которая движет развитие у обычных детей, сильно снижена. Развитие этой функции может падать и из-за нарушений способов восприятий – искажений в работе слуха, зрения, тактильных впечатлений.
Мышление, которое движет познанием, формируется из разнообразных функций: умения синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать. Все это очень непросто дается людям с УО. Из этого вытекает невозможность критически оценивать ситуацию, анализировать свою работу и свои ошибки.