Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Что такое аутизм?

17.03.2024

Аутизм - это нарушение в развитии, которое относят к группе расстройств аутистического спектра (РАС). При аутизме у человека могут наблюдаться проблемы с речью, коммуникацией, сенсорным развитием, самообслуживанием и другими навыками. У большинства детей признаки становятся заметны в период от года до двух лет.

Степень и симптомы аутизма могут существенно варьироваться, поэтому два ребёнка с аутизмом могут вести себя по-разному. Признак тяжелых форм аутизма - это, как правило, неспособность использовать речь и обслуживать себя. У одних детей первые симптомы становятся заметны в младенчестве. Другие развиваются так же, как их сверстники примерно до 1-2 лет, после чего происходит "откат" в развитии и ребенок теряет навыки, которые уже приобрёл.

Основные симптомы аутизма

- нет реакции на имя;
- слабый зрительный контакт;
- ребёнок как будто "не слышит", что ему говорят, не выполняет инструкции;
- проблемы с гипо- или гипер-чувствительностью - как следствие может остро реагировать на громкие звуки, прикосновения, свет или наоборот воспринимать окружающие стимулы слишком слабо;
- нет речи или речь запустилась поздно, развитие отстает в среднем на 30 месяцев;
- теряет приобретенные навыки, в том числе пропадают слова из лексикона;
- вокализации и эхолалия - произносит одни и те же слова и звуки, не отвечает на вопрос, а повторяет конец фразы (может воспроизводить слова, но не знает, как использовать);
- есть повторяющиеся движения: раскачивается, кружится на месте, вращает ручками перед глазами и т.д.
- есть ритуалы;
- трудно переживает перемены и изменения в распорядке.

Коррекция аутизма и РАС должна быть комплексной. Причем, чем раньше начать помощь ребенку, тем большего результата можно достичь, а в перспективе даже - вывести ребёнка в так условную "норму". Не страшно, если у малыша нет официального диагноза. Если у ребёнка проблемы с бытовыми, речевыми, социальными и другими навыками, есть явные отставания в развитии, частые истерики, агрессия и прочие особенности - это точно повод начать занятия. Хуже малышу вы не сделаете, зато если не начнете необходимую работу - время будет упущено.

Крайне важно, чтобы занимались с ребёнком не только профильные специалисты, но родители дома. При этом, психологи и поведенческие аналитики рекомендуют использовать одни и те е правила и принципы отношения к ребёнку со стороны всех членов семьи, последовательность и постоянство в их применении. Постоянная работа с навыками и поведением ребёнка должна быть максимально интенсивной на начальных этапах - в младшем и дошкольном возрасте, и во многом ложится на плечи родителей.

Одни из наиболее эффективных методик по развитию детей с аутизмом - прикладной анализ поведения или АВА-терапия. Это мировой подход с доказанной эффективностью и возможностью замерить результаты у ребёнка: было/стало. В основе АВА-методик лежит работа со внешними стимулами, которые влияют на ребёнка, и его мотивацией. Мы определяем причины, мешающие ребенку в конкретных ситуациях: будь то сенсорика или факторы окружающей среды, и постоянно подкрепляем те действия, которые нам нужны. Специалисты рекомендуют проводить с ребёнком 20-40 часов занятий по АВА в неделю. Это не значит, что всё это время нужно сидеть с ним за столом. Сюда может также входить работа с поведением на улице, обучение по карточкам ПЭКС, внедрение визуального расписания, социальные истории и др. Работу мы организуем по индивидуальному плану развития, который при необходимости корректируется - просто перенос чужого опыта в этом случае не сработает.

В воспитании ребёнка с аутизмом особенно важно устанавливать границы дозволенного и прививать дисциплину. Для этого действия и поощрения ребёнка должны быть последовательными. Допустим, мама пообещала, что за каждый спокойно и правильно решенный пример ребенок получает один жетон, а за пять жетонов сможет 10 минут смотреть мультфильм. Ребёнок выполнил свои обязательства. Это значит, что своё законное время на мультики он должен получить, вне зависимости от того, устала ли мама, пришли ли гости, перевернулась ли Земля и т.д.

Не менее важно формировать здоровую самооценку и подкреплять результаты ребёнка. Нам нужно, чтобы ребёнок получал позитивные подкрепления и чувствовал свой успех. Тогда у него будет мотивация следовать правилам и вообще стараться - согласитесь, если вас всё время только ругать, вам это мало понравится и отобьет все желание делать что-либо ещё. При этом, заниженные требования, наоборот, снижают чувство ответственности за поступки и не дают сформироваться навыкам саморегуляции поведения. Похожий подход касается любых навыков: от самообслуживания до коммуникации - то, что нужно мы подкрепляем.

Наличие в семье аутичного ребенка предъявляет к семье повышенные требования. От родителей требуется большая воля и системный подход, чтобы непрерывно развивать и обучать ребёнка. А ещё упорство и время для того, чтобы научиться его понимать. Позитивно сказывается на ребёнке общий климат в семье. Чем спокойнее мама и папа, чем терпимее они относятся к ребенку и друг другу - тем спокойнее и увереннее становится сам ребенок.

Советы психолога для родителей детей с аутизмом

1) Никогда не теряйте надежду, верьте в себя и своего ребёнка, потому что кроме вас это не сделает никто. Помните, что действия всегда приносят эффект, а если вы проделываете их постоянно и не сомневаетесь в победе - тем более.
2) Переживайте тревоги и трудности ребенка вместе с ним. Постарайтесь не ругать его - ему и так сложно. Мир для него - крайне непонятный, и возможно, вы для малыша - единственный проводник в этот мир других людей. Помогайте ребёнку, хвалите и поощряйте его даже за маленькие успехи. И результат не заставит себя ждать. Внимательно анализируйте опыт своих удач и ошибок. Все время старайтесь искать новые подходы. Присматривайтесь к тому, как находят к больному подход друзья, знакомые. Правило 5. Борясь за него, ищите союзников. Люди, готовые Вам помочь, есть везде, только надо их найти и объяснить им ситуацию. Не обижайтесь на тех, кто Вас не понимает и не хочет помочь, не отчаивайтесь.

Наиболее адекватно к терапии относятся родители аутичных дошкольников. У них еще достаточно сил и веры в возможности своих детей. Чем старше ребенок, тем, как правило, пассивнее родители. Очень часто меняется отношение к терапии, она начинает восприниматься как занятость. В этом случае родители ребенка, будучи довольны самим фактом того, что их ребенок «хоть куда-то ходит», мало задумываются о том, какова эффективность этой «занятости», если рассматривать ее с точки зрения «долгосрочной перспективы». Это нередко сопровождается тем, что советы психолога, касающиеся организации жизни ребенка, выслушиваются, но не исполняются.

Часто следует и вовсе отказ от терапии, особенно, если ребенок так и остался глубоко аутичным. Между тем, те немногие родители, которые не оставляют усилий по развитию и адаптации ребенка, несмотря на сохраняющееся тяжелое состояние, как правило, добиваются успеха и продвижения ребенка вперед. Изменения возможны в любом возрасте, пусть

небольшие, но очень значимые для дальнейших жизненных перспектив аутичного человека. Даже если он не научился читать, писать, правильно говорить, самостоятельно передвигаться по городу — это не значит, что его больше нечему учить.

Повышение уровня включенности в окружающий мир, которого почти всегда можно добиться упорным трудом, повлечет за собой лучшее понимание происходящего, развитие навыков самообслуживания, иногда речи. Такие скачки в развитии ребенка часто происходят и после 8-10 лет (вплоть до появления отсутствующей ранее речи). Те изменения, которые кажутся слишком незначительными для стороннего наблюдателя, могут играть огромную роль для аутичного человека и для его дальнейшего развития. Рассчитывать же на изменения, сидя дома, невозможно. А ведь родители не вечны и не всегда смогут обеспечить ребенку тот уровень жизни и обслуживания, к которому он привык. Когда-нибудь он останется один и сможет делать только то, чему успел научиться.

Аутизм ребенка можно воспринимать как «крест», как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам. Это не связано с состоянием ребенка, это зависит от того, каковы взрослые, в окружении которых он живет.

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda