Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Ребенок с ОВЗ. Рекомендации по воспитанию.

13.05.2024

Статус ребенка с особыми возможностями здоровья – не приговор. Специалисты отмечают, что сейчас буквально в каждом образовательном учреждении можно встретить таких деток. В первую очередь, это ребята с неврологическими или психическими особенностями развития, требующие особого подхода и понимания, как со стороны родителей, так и со стороны педагогов. Часто у малышей с ОВЗ выявлены нарушения слуха, зрения, отставания психологического развития или СДВГ.
Подходов к внедрению таких ребят в социум традиционно два – инклюзивный и интегрированный.

Первый тип подразумевает нахождение ребенка в обычном детском саду или школе, но с условием создания дополнительной помогающей среды. Инклюзия – это не наличие пандуса или лифта. Инклюзия – комплекс мер, создающих благополучную атмосферу для ребенка, немного отделяющегося от нормы. Кстати, в обе стороны.

Например, если ребенок сильно опережает программу, он тоже нуждается в инклюзии – возможности идти в своем темпе, заниматься по программам, подходящим и интересным для него, не скучать во время занятия. Точно также и отстающий ребенок в классе требует к себе отдельного подхода.

Интегрированное воспитание – развитие ребенка в специальных учреждениях, например, коррекционной или частной специализированной школе.
В обоих случаях, какой бы путь вы не выбрали для ребенка, знайте, что сейчас во всех образовательных учреждения есть ставка психолога, а в некоторых тьютора – оба варианта могут помочь малышу скорее адаптироваться к атмосфере, в которую он попал.

Будем честны, ставок тьютора не так много, как хотелось бы. Однако большинство директоров учебных заведений идут навстречу семьям: если кто-то из родственников хочет и может стать сопровождающим, он может стать частью воспитательного процесса в садике или школе. Если у вас есть высшее педагогическое образование, вы можете занять ставку тьютора, если нет – закон позволяет стать сопровождающим ребенка.
Обычно, если ребенок имеет особые потребности, директор или завуч могут попросить родителя или того, кто будет сопровождающим, пройти доп. обучение. Такое обучение можно пройти на разных курсах, в том числе в Школе «Я особенный».

В рамках образования в онлайн-школе можно освоить базовые навыки коррекции поведения у детей по системе ABA (Прикладной анализ поведения) и отработать их на практике, получив в итоге сертификат. Школа имеет образовательную лицензию. ABA – единственная в мире на данный момент методика коррекции поведения у особенных детей с доказанной эффективностью.

Она создана для того, что исправлять нежелательное поведение и прививать то, которое необходимо – базовые бытовые навыки, социальные и учебные. Грубо говоря, если ребенок не умеет себя обслуживать, держать ложку, коммуницировать, просить – всему этому можно научить. Директор и специалисты обычно рады такой дополнительной помощи, ведь в группе находится не только ваш ребенок, но и еще несколько ребят.
Часто препятствием для полной интеграции деток с ОВЗ является плохое поведение – неумение себя контролировать, истерики, отсутствие навыков спокойного общения. Без паники! Поведение – вещь приобретенная. И главное – поддающаяся переменам. Убрав нежелательное поведение, родители часто облегченно вздыхают – их чадо наконец спокойно внедряется в коллектив.

Совет №1

Куда бы вы не отдали своего ребенка – в инклюзивную или интегрированную среду, помните, что очень важно работать с поведением и навыками. Они одинаково сильно нужны в любом из вариантов.

Совет №2. Психологическая подготовка.

Прощупайте почву – узнайте, проводится ли в садике или школе какая-то дополнительная подготовка, когда в класс или группу приходит ребенок с ОВЗ. Поговорите с воспитателем, психологом, дефектологом, которые отвечают за адаптацию ребенка. Обменяйтесь с ними телефонами и будьте на связи.

Открыто расскажите, что можно ожидать от ребенка (о том, о чем вы сами уже знаете). Как он может повести себя в новой обстановке/есть ли у него самостимуляции/приступы агрессии/ что его может успокоить (определенная игрушка, цвет, фактура, слова).
Адаптация – дело взаимной заинтересованности. Педагог не может знать всего, а вы, как родитель, в силах помочь ускорить адаптацию теми знаниями о ребенке, которые уже есть.

Совет №3.

Постарайтесь узнать, соответствует ли образовательная среда реальным дополнительным потребностям ребенка и что можно сделать для ее создания.
Реально ли может ваш ребенок находится без тьютора? Если ли в школе все нужные материалы, учитывающие особенности (при плохом зрении, слухе – посадили ли ребенка как можно ближе к доске)? Есть ли сенсорный уголок и можно дополнить его чем-то, что порадует именно вашего ребенка и поможет «рагрузиться» именно ему? Не требуйте от школы или садика абсолютно всего, постарайтесь включиться и помочь со своей стороны тем, что в ваших силах.

Совет №4.

Не игнорируйте специальные методики обучения для детей с ОВЗ, доверьтесь профессионалам.
Безусловно, у вас есть свой взгляд на вещи, но иногда стоит доверить профессионалам их дело. Педагоги имеют образование и знакомы с разными методиками. Будьте уверены, в интересах специалистов точно также помочь ребенку и увидеть плоды своего труда. Никто специально не будет делать хуже вашему ребенку.

Если Вас долго гложет чувство, что все-таки что-то идет не так, параллельно обратитесь к другим специалистам – врачам, сторонним дефектологам, ABA-кураторам (поведенческим аналитикам). Сделайте «срез развития» - пусть специалисты подскажут, что не хватает вашему ребенку на данном этапе.

Совет №5.

Придерживайте взвешенного обучения, которое реально под силу вашему ребенку.
Банально и просто – не гоните лошадей. Помните, что все развиваются в своем темпе. Если вы сами помогаете ребенку, помимо занятий в садике и школе, помните о следующем:
-Подавайте информацию максимально дозированно, в разных формах;

-Развивайте сенсорику, крупную и мелкую моторику – состояние тела напрямую влияет на речь и мышление;
-Отталкивайтесь от конкретной задачи и придерживайтесь плана по формированию навыков – лучше обратитесь к поведенческому аналитику, который составит подробную карту развития;
-Начинайте с базовых пробелов – работайте с агрессией, если она есть, навыками самообслуживания, умением спокойно выражать просьбы. Без этого – очень сложно адаптировать ребенка, в какую крутую бы школу вы не отдали малыша;
-Не забывайте о себе! Психологически ребенку намного комфортнее работать со старшим, которым ведет себя спокойно и четко знает, что делать;
-Придумывайте новые интересные поощрения и формат занятий! Живой интерес – лучший двигатель обучения!
Если вам нужна помощь специалистов, диагностика или бесплатная стартовая консультация по развитию ребенка, обращайтесь в фонд «Я особенный». Мы рады помочь каждой особенной семье!
Наш номер: +7 999 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda