Подходов к внедрению таких ребят в социум традиционно два – инклюзивный и интегрированный.
Первый тип подразумевает нахождение ребенка в обычном детском саду или школе, но с условием создания дополнительной помогающей среды. Инклюзия – это не наличие пандуса или лифта. Инклюзия – комплекс мер, создающих благополучную атмосферу для ребенка, немного отделяющегося от нормы. Кстати, в обе стороны.
Например, если ребенок сильно опережает программу, он тоже нуждается в инклюзии – возможности идти в своем темпе, заниматься по программам, подходящим и интересным для него, не скучать во время занятия. Точно также и отстающий ребенок в классе требует к себе отдельного подхода.
Интегрированное воспитание – развитие ребенка в специальных учреждениях, например, коррекционной или частной специализированной школе.
В обоих случаях, какой бы путь вы не выбрали для ребенка, знайте, что сейчас во всех образовательных учреждения есть ставка психолога, а в некоторых тьютора – оба варианта могут помочь малышу скорее адаптироваться к атмосфере, в которую он попал.
Будем честны, ставок тьютора не так много, как хотелось бы. Однако большинство директоров учебных заведений идут навстречу семьям: если кто-то из родственников хочет и может стать сопровождающим, он может стать частью воспитательного процесса в садике или школе. Если у вас есть высшее педагогическое образование, вы можете занять ставку тьютора, если нет – закон позволяет стать сопровождающим ребенка.
Обычно, если ребенок имеет особые потребности, директор или завуч могут попросить родителя или того, кто будет сопровождающим, пройти доп. обучение. Такое обучение можно пройти на разных курсах, в том числе в Школе «Я особенный».
В рамках образования в онлайн-школе можно освоить базовые навыки коррекции поведения у детей по системе ABA (Прикладной анализ поведения) и отработать их на практике, получив в итоге сертификат. Школа имеет образовательную лицензию. ABA – единственная в мире на данный момент методика коррекции поведения у особенных детей с доказанной эффективностью.
Она создана для того, что исправлять нежелательное поведение и прививать то, которое необходимо – базовые бытовые навыки, социальные и учебные. Грубо говоря, если ребенок не умеет себя обслуживать, держать ложку, коммуницировать, просить – всему этому можно научить. Директор и специалисты обычно рады такой дополнительной помощи, ведь в группе находится не только ваш ребенок, но и еще несколько ребят.
Часто препятствием для полной интеграции деток с ОВЗ является плохое поведение – неумение себя контролировать, истерики, отсутствие навыков спокойного общения. Без паники! Поведение – вещь приобретенная. И главное – поддающаяся переменам. Убрав нежелательное поведение, родители часто облегченно вздыхают – их чадо наконец спокойно внедряется в коллектив.