Я только что сказала, что поведенческие аналитики и люди, утверждающие, что они занимаются АВА, несут ответственность за существование этого мифа, и в то же время я утверждаю, что этот миф ложный. Как такое возможно? АВА — это прикладная наука, которая изучает, как люди учатся. Так что сам по себе АВА не может быть ни веселым, ни директивным, ни авторитарным и т. д. Кто-то может считать изучение принципов АВА интересным или занудным занятием, но это не значит, что практическое применение этих принципов не может быть веселым/скучным.
На самом деле, когда люди говорят, что АВА — это не весело, они имеют в виду что-то вроде: «Люди, которые занимались по программе АВА с моим ребенком не веселились». Поведение, связанное с весельем, различается у разных людей: некоторые люди более креативные и забавные, чем другие. Так что некоторые поведенческие аналитики больше играют и веселятся во время сессий, чем другие. Стиль работы по программам может быть выученным и часто создается осознанно. Я не особенно творческий человек, и мои игры в детстве были довольно ограниченны, но я потратила много времени и усилий, чтобы выйти за собственные пределы и стать более веселой и творческой. Я все еще учусь этому, и наверняка есть более забавные поведенческие аналитики, чем я.
Миф также является ложным, потому что исследования в области анализа поведения говорят о том, что если развивать мотивацию ребенка, в том числе встраивать навыки, которым вы его обучаете, в приятные и веселые занятия, использовать во время занятий интересы/увлечения ребенка и так далее, то это ведет к значительно более быстрому овладению навыками и уменьшению проблемного поведения.
Этический кодекс поведенческих аналитиков, сформулированный Сертификационным комитетом поведенческих аналитиков, требует, чтобы мы использовали техники, основанные на данных научной литературы. Таким образом, когда аналитик не использует «веселье» (развитие мотивации ребенка, включение целевых навыков в приятные занятия и т.д.), то, строго говоря, он не занимается АВА-терапией наиболее эффективным образом и не следует кодексу поведенческих аналитиков.
Я рекомендую, чтобы родители убедились, что их специалист действительно занимается работой с мотивацией ребенка и знает, как повеселиться. Почти всегда должны быть какие-то структурированные занятия за столом, но объем времени для таких занятий зависит от потребностей конкретного ребенка, особенно от того, является ли ребенок школьником и требуют ли от него работать за столом в школе. Однако даже во время работы за столом можно веселиться, и в любом случае также нужно учитывать в работе интересы и мотивацию ребенка.
Я рекомендую, чтобы специалисты отказались от ригидности и изучили данные исследований. Только потому, что когда-то вас учили отдельным пробам за столом, и только потому, что лично вам может быть сложно «веселиться», не стоит игнорировать исследования и не включать подобный компонент в ваши вмешательства.
Кроме того, хотя исследования указывают на то, что использование интересов ребенка и развитие его мотивации более эффективно, необходимы новые исследования для определения того, как вовлечь ребенка (что если мы не можем определить, что интересует ребенка), и до какой степени вмешательством должен «руководить ребенок» или «руководить взрослый», чтобы обеспечить оптимальное обучение и приобретение навыков.
Наконец, необходимы исследования по наиболее эффективным способам обучения специалистов тому, как веселиться и мотивировать ребенка во время сессий.