Люди могут гораздо лучше понимать различные ситуации и учиться, если при этом используется визуальная поддержка. Её использование зависит от конкретной цели, а не от возраста человека. Вот несколько примеров использования таких стратегий.
Следование инструкциям
Предоставление визуальных инструкций может быть очень эффективным в любом возрасте. Вот что пишет одна мама:
“Я была на одной из ваших конференций по визуальным стратегиям. Ваша презентация была просто потрясающей. Через несколько дней после посещения конференции я была на грани нервного срыва. Проблема была в том, что я никак не могла заставить моего сына с синдромом Аспергера надеть пижаму до того как пойти спать. Я была раздражена, потому что я ведь «говорю» ему (да, я знаю) снова и снова и снова надеть пижаму. Эта ситуация продолжалась очень долго (годами), и я уже от нее устала. И тут я вспомнила вашу конференцию и поняла, что проблема была не в нём, а во мне. Я просто говорила, а он не так устроен. Вместо того чтобы раздражаться, я написала карточку «Надень пижаму СЕЙЧАС!» и спокойно дала ему её. К моему изумлению, у него округлились глаза, он встал и сказал: «Ладно». Он тут же надел пижаму. После того как я отошла от полного шока, я написала новую карточку: «Спасибо. Я люблю тебя». В ответ он широко мне улыбнулся. Я не всегда вспоминаю об использовании визуальной поддержки, но как же все меняется, когда я ею пользуюсь! Мишель, мама.”
Как справиться со значительными переменами в жизни
Некоторые жизненные события трудно осознать, поскольку всё стало новым или непривычным. Пэм, член лечебной команды одного ученика, пишет:
“У меня был ученик, чья жизнь должна была в корне измениться. У его дедушки, которого он любил больше всех на свете, диагностировали рак. Семья мальчика боялась, как они смогут объяснить ему, что происходит, и они задавались вопросом, сможет ли он понять, почему он больше не видит дедушку. Мы решили, что мы будем использовать книги с рассказами, чтобы объяснить, что происходит с его дедушкой. Мы разработали истории, в которых рассказывалось об отношениях ребенка и его дедушки, что случилось с дедушкой и как изменились их отношения. Мы рассказали о диагнозе дедушки, госпитализации, хосписе, смерти, похоронах и погребении. Семья была христианской, так что они хотели рассказать сыну, что дедушка теперь будет жить у Иисуса, Мишель, - это мы тоже включили в книгу. После смерти дедушки мать рассказала, что до его болезни мальчик часто подбегал к окну, с нетерпением ожидая его визита. После смерти дедушки он перестал это делать. Визуальная поддержка помогла ему осознать, что произошло.”
Обучение новым навыкам и деликатным темам
Подростки сталкиваются с необходимостью знать, какие именно изменения происходят в организме у них и других людей. Марианна, мама Кейти, написала о том, как она использует визуальный инструмент, чтобы помочь дочери справиться с очень личной ситуацией:
“Я хотела, чтобы Кейти была готова справиться с гигиеническими аспектами менструации. Я сделала пошаговый визуальный инструмент и поместила его в папку «Папка о здоровье Кейти». Она держала её в школе вместе с другими папками. Только она знала о содержании папки. Я добавила внутрь конверт с «принадлежностями», чтобы она была готова.”
Принятие социальных решений
Социальные решения бывает очень сложно обдумать и понять. Информация в конкретном визуальном формате помогает людям принимать лучшие решения и реагировать подходящим образом. Визуальная поддержка – например, «как поступить правильно» – представляет всю необходимую информацию на одном листе бумаге, что помогает человеку рассортировать различные варианты действий и их последствия.
Как справиться со сложной ситуацией
Информация о потенциально трудных ситуациях может помочь человеку лучше с ними справиться. «События могут измениться» – это инструмент, который помогает людям в ситуациях, для которых характерны неожиданные перемены. Если люди знают, как себя вести в случае случайных событий – они намного лучше справляются даже с бОльшими сюрпризами.
Компьютерные программы могут стать прекрасным источником визуальной поддержки – например, человек может учиться, просматривая видео.
О чем важно помнить
Наша цель – определить, когда у человека есть трудности или потребность в дополнительной поддержке. Если вы делаете своей целью конкретную потребность, подумайте о том, какой именно визуальный инструмент может предоставить нужную информацию или поддержку оптимальным образом. Вопрос не в «если», а в «как».
Визуальные стратегии определяются конкретной потребностью, они не зависят от возраста человека
По мере взросления учеников электронные инструменты становятся наиболее социально приемлемыми способами для многих целей. Просто не отвлекайтесь от целей применения визуальных инструментов. К тому же в наше время для всего найдется мобильное приложение.