Работа с новым навыком у деток с ОВЗ – довольная объемная, не всегда быстрая работа. В нее вкладывается и педагог, и родитель. Но что делать, если навык только появился, но довольно скоро исчез? Как проанализировать ошибку и вернуть наработанное обратно? Очень часто ошибка кроется в отсутствии генерализации навыка. Что это такое – разбираемся ниже.
Генерализация – это закрепление навыка за пределами привычной учебной среды, то есть оттачивание знаний в жизни. Это кажется обычным делом для большинства детей, но у ребят с особенностями этот процесс иногда требует больших усилий. В силу сенсорных или интеллектуальных нарушений им сложно считать ситуации в новых обстоятельствах, а подготовить ребенка ко всему – невозможно.
Обучение новому особенных детей в самой популярной на данный момент системы коррекции поведения ABA(Прикладной анализ поведения) обычно делится на несколько этапов:
А) Продумать стратегию обучения (как именно, с помощью каких инструментов будем прививать новый навык, кто будет задействован в деле, сколько раз нужно повторить определенные действия научения, чем подкреплять);
Б) Сами занятия, в ходе которых строится обучение новому;
В) Упор на совершенствование полученного знания;
Г) Закрепление во внеучебной среде;
Последний пункт часто упускается в силу разных причин. Например, родители считают достаточным только занятия с педагогом. Однако они не учитывают, что и ребенок запомнит нужное поведение только в стенах учебной комнаты. То есть пройдет, по сути, только первые этапы, но упустит самый важный – ради чего все и затевалось.
Поэтому в ABA очень ценится комплексный подход – закрепить навык нужно во всевозможных средах. Одному педагогу не под силу такая задача – он просто не может быть физически вездесущ.
Зато педагог может подсказать, что работает с ребенком и как именно закрепить навык в другой среде.