Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Генерализация навыков у особенных детей. Как закрепить нужное поведение?

08.05.2024

Работа с новым навыком у деток с ОВЗ – довольная объемная, не всегда быстрая работа. В нее вкладывается и педагог, и родитель. Но что делать, если навык только появился, но довольно скоро исчез? Как проанализировать ошибку и вернуть наработанное обратно? Очень часто ошибка кроется в отсутствии генерализации навыка. Что это такое – разбираемся ниже.

Генерализация – это закрепление навыка за пределами привычной учебной среды, то есть оттачивание знаний в жизни. Это кажется обычным делом для большинства детей, но у ребят с особенностями этот процесс иногда требует больших усилий. В силу сенсорных или интеллектуальных нарушений им сложно считать ситуации в новых обстоятельствах, а подготовить ребенка ко всему – невозможно.

Обучение новому особенных детей в самой популярной на данный момент системы коррекции поведения ABA(Прикладной анализ поведения) обычно делится на несколько этапов:

А) Продумать стратегию обучения (как именно, с помощью каких инструментов будем прививать новый навык, кто будет задействован в деле, сколько раз нужно повторить определенные действия научения, чем подкреплять);
Б) Сами занятия, в ходе которых строится обучение новому;
В) Упор на совершенствование полученного знания;
Г) Закрепление во внеучебной среде;

Последний пункт часто упускается в силу разных причин. Например, родители считают достаточным только занятия с педагогом. Однако они не учитывают, что и ребенок запомнит нужное поведение только в стенах учебной комнаты. То есть пройдет, по сути, только первые этапы, но упустит самый важный – ради чего все и затевалось.

Поэтому в ABA очень ценится комплексный подход – закрепить навык нужно во всевозможных средах. Одному педагогу не под силу такая задача – он просто не может быть физически вездесущ.
Зато педагог может подсказать, что работает с ребенком и как именно закрепить навык в другой среде.

Генерализацию условно можно поделить на разные виды, в зависимости от обстоятельств.

-Викарный вид (обучение в рамках наблюдения за другими детьми);
-Топографический вид (в ответ на один запрос ребенок подбирает разные виды поведения и они соответствуют ситуации, он не зациклен на одном, понимает разницу вариантов);
-Генерализация по времени (отражает, как долго ребенок может понимать ситуацию и действовать в ней уже после серии занятий);
-Ситуационная генерализация (показывает, как ребенок можно применить навык в новой среде – с другими людьми, в новой обстановке)

Как достичь генерализации навыков?

-Обучать ребенка с ситуации близкой к реальной жизни;
-Менять педагогов, которые дают схожие задачки в рамках одной цели для ребенка;
-Моделировать разные примеры, постепенно усложняя навыки;
-Применять непредсказуемые системы подкреплений – уходя от одного поощрения к разным, а затем и к словесным маркерам;
-Обратиться к поведенческому аналитику, который подробно распишет план действий для всех участников событий, создающих ребенку возможность закрепить навык в жизни;

Процесс генерализации считается завершенным при двух условиях

Первое - ребенок демонстрирует наученный навык к новой для него среде, не испытывая при этом сильный стресс.
Второе – ребенок обретает новые навыки ответной реакции на ситуацию, которые возникают уже за пределами того, чему его обучали.

Если вы хотите получить консультацию по поведению ребенка - не знаете, как разрешить ситуации с проблемным поведением или научить ребенка с ОВЗ новому, обращайтесь в Школу «Я особенный».
У нас доступна поддержка поведенческих аналитиков, ABA-терапистов, обучение для родителей, а также диагностика по развитию ребенка онлайн.
Звоните! +7 999 559-66-19

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda