1. Попытайтесь понять причину. Вместе с поведенческим аналитиком (специалист в области ABA-терапии, то есть прикладного анализа поведения) попробуйте тщательно проанализировать ситуации, в которых ребенок использует данное поведение. Что происходит до, во время эхолалии. Идет ли подкрепление со стороны окружающих? Делает ли ребенок что-то дополнительно? Получается ли его отвлечь?;
2. Не игнорируйте ребенка. Эхолалия – одна из разновидностей общения особенных детей. Да, это непривычное для нас поведение. Но ребенок умеет и хочет общаться так. Не уходите от него, не отворачивайтесь, будто не замечаете его обращения к вам. Для начала примите ситуацию и ребенка в том виде, как есть и настройтесь на работу с этими эпизодами.
3. Проанализируйте ситуации или фильмы, из которых черпает фразы ребенок. Попробуйте переключать его на схожие фразы из других фильмов, схожих по темам. Обсудите, новые варианты ответа на вопрос в аналогичных случаях, постепенно предлагая новые альтернативы;
4. Имейте в виду: часто дети повторяют последнее слово из всей фразы, хотя и не обязательно имеют в виду просьбу о нем. Повторяйте фразы, заменяя последнее слово на альтернативные варианты. «Ты пойдешь в парк?» - «Ты пойдешь в театр/магазин/к бабушке?»;
5. Попробуйте предлагать разные варианты сенсорного успокоение в момент эпизодов – маленький мягкий мяч, наполненная зернышками игрушка, слайм и т.д. Используйте разные варианты. Бывает, что альтернативный способ успокоения (если дело в нем), может неожиданно «выстрелить», и ребенок перестанет повторять фразы или станет меньше на них сосредоточен.
Если вам нужна помощь в развитии особенного ребенка, консультация или совет (специалисты, обучение ABA-терапии), вы всегда можете обратиться в фонд «Я особенный»: +7 999 569-38-45