Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Что такое VB-MAPP? Оценка навыков развития у детей с аутизмом и другими особенностями

04.05.2024

Программа оценки навыков VB-MAPP помогает специалистам разобраться в потребностях ребенка, его сильных сторонах и наметить цели по дальнейшему развитию – определить, каких навыков не хватает в первую очередь.
Дословно VB-MAPP – «Verbal Behavior Milestones Assessment and Placement Program». Она ориентирована на анализ навыков социального взаимодействия и речи. Разработана в 2008 году Марком Сандбергом.

Обычно программа используется с детьми до 4 лет. Либо может применяться к детям и более старшего возраста, если их уровень развития схож с уровнем 4-летнего малыша.

Чем полезна программа?

С помощью нее можно:
1. Понять, на каком уровне находятся определенные навыки ребенка относительно норм развития;
2. Определить, что конкретно мешает ребенку освоить недостающий навык и какое поведенческое вмешательство поможет закрыть пробел;
3. Позволяет отслеживать динамику развития и работы с навыками;
4. Дает возможность на своей основе разработать индивидуальную программу поддержки социальных навыков у ребенка;

VB-Mapp - содержит 5 векторов

1. Анализ точек развития. Тут могут оцениваться разные вербальные способности ребенка, социальные реакции и умения – это и эхо, и поведения слушателя, и умение воспринимать информацию визуально, а также групповые навыки, навык игры, умение сопоставления и другое;

2. Анализ препятствий в процессе обучения. Тут могут проясниться разные нарушения в поведении, сенсорные особенности, самостимуляции, отсутствие навыков обобщения и соотнесения, умения имитировать. К списку препятствий стоит отнестись максимально спокойно – если мы знаем, что именно мешает ребенку, это хорошо, а не плохо. Работа с изначальной проблемой крайне важна;

3. Анализ перехода – помогает отследить динамику и прогресс, понять, в какой среде и как ребенок сможет обучиться нужным навыкам;

4. Оценка вспомогательных навыков. Такие навыки не являются самоцелью, но иногда могут помочь ускорить достижение общей конечной задачи;

5. Определение целей обучения - анализ и составление множества направлений для баланса программы, итоговый учет всех задач. По сути – готовая карта маршрута;

Благодаря такой программе многие специалисты ABA могут вести ребенка от задачи к результату, четко понимая, как сформировать нужный навык. (* ABA - методика Прикладного Анализа поведения, которая используется во всем мире для работы с поведением у детей с ОВЗ).

Оценка навыков разбивается на три уровня и подразумевает оценку 16 категорий. Первый уровень – навыки 0-18 месяцев. Второй – навыки 18 – 30 месяцев. Третий – от 30 до 48 месяцев. На анализ каждого уровня отводится несколько часов, так что приготовьтесь к тому, что работа предстоит большая – серия занятий (вплоть до 9-10 встреч). Многое зависит от уровня и возраста ребенка на момент прохождения тестирования.

Анализ может провести квалифицированный специалист, владеющий методикой. Это может быть как ABA-специалист, так и дефектолог, психолог.

В чем главный плюс диагностики?

В экономии силы и ресурсов всей семьи – и ребенка, и родителей. Если вы не знаете, как действовать на данном этапе жизни, чтобы как можно скорее сформировать нужные навыки у своего ребенка, обязательно обратитесь к специалистам, которые могут провести нужный срез навыков.
За той и другой помощью можно обратиться в фонд «Я особенный»: +7 999 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda