1. Анализ точек развития. Тут могут оцениваться разные вербальные способности ребенка, социальные реакции и умения – это и эхо, и поведения слушателя, и умение воспринимать информацию визуально, а также групповые навыки, навык игры, умение сопоставления и другое;
2. Анализ препятствий в процессе обучения. Тут могут проясниться разные нарушения в поведении, сенсорные особенности, самостимуляции, отсутствие навыков обобщения и соотнесения, умения имитировать. К списку препятствий стоит отнестись максимально спокойно – если мы знаем, что именно мешает ребенку, это хорошо, а не плохо. Работа с изначальной проблемой крайне важна;
3. Анализ перехода – помогает отследить динамику и прогресс, понять, в какой среде и как ребенок сможет обучиться нужным навыкам;
4. Оценка вспомогательных навыков. Такие навыки не являются самоцелью, но иногда могут помочь ускорить достижение общей конечной задачи;
5. Определение целей обучения - анализ и составление множества направлений для баланса программы, итоговый учет всех задач. По сути – готовая карта маршрута;
Благодаря такой программе многие специалисты ABA могут вести ребенка от задачи к результату, четко понимая, как сформировать нужный навык. (* ABA - методика Прикладного Анализа поведения, которая используется во всем мире для работы с поведением у детей с ОВЗ).
Оценка навыков разбивается на три уровня и подразумевает оценку 16 категорий. Первый уровень – навыки 0-18 месяцев. Второй – навыки 18 – 30 месяцев. Третий – от 30 до 48 месяцев. На анализ каждого уровня отводится несколько часов, так что приготовьтесь к тому, что работа предстоит большая – серия занятий (вплоть до 9-10 встреч). Многое зависит от уровня и возраста ребенка на момент прохождения тестирования.
Анализ может провести квалифицированный специалист, владеющий методикой. Это может быть как ABA-специалист, так и дефектолог, психолог.