Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Вокализация у детей с аутизмом и методы лечения

27.04.2024

Вокализация - распространенное нарушение, которое часто появляется у детей с РАС или аутизмом. Вокализацию можно отследить на первых месяцах и годах жизни. Данный признак может считываться специалистами, как маркер аутизма, часто у детей с расстройством аутистического спектра эта особенность остается на всю жизнь. Хорошая новость – ее действительно можно скорректировать.

Вокализация может выражаться в виде повторения отдельных звуков и слогов (напоминать лепет). Либо проявляться отдельными резкими, как бы непроизвольными звуками (вскрикиваниями, распевами, звуками отрывистыми или, наоборот, протяжными, как плач или завывания).

Точной причины развития данного проявления нет. По одной версии, ребенок может таким образом компенсировать сенсорные «дыры», по другой – успокаиваться в новых или стрессовых ситуациях. Некоторым родителям и поведенческим аналитикам удается проследить связь между эпизодами вокализации и потребностью ребенка и даже заменить в дальнейшем вокализацию на более приемлемые проявления.

Важно понимать, что ребенку с РАС невероятно сложно выстроить коммуникацию, он может испытывать самые разные сенсорные нарушения – от гипо до гиперчувствительности, и вокализация – возможно – его помощник в разных ситуациях.

Очевидно, что проявления вокализации становится частой проблемой у людей с РАС. Она мешает им быть принятой обществом, доставляет дискомфорт тем, кто находится рядом. Однако для самих пациентов с РАС может быть кругом спасения, единственным доступным внутренним успокоением.

Отнеситесь к данному вопросу с максимальной эмпатией – ребенок или взрослый человек вовсе не хочет навредить себе или другим. Нам сложно понять, что у него внутри в момент данного эпизода. Но ему явно нужна поддержка, а не отвержение.

Коррекция вокализации у детей с РАС

Вокализация – тип поведения. Поведение у любого живого существа не появляется из ниоткуда. Оно имеет закономерности. Чем-то вызвано. И чем-то закреплено (рефлексами, поощрениями, одобрениями, повтором ситуаций, определенным самоощущением). Конечно, понять истинную причины таких сложных и неоднозначных проявлений, как вокализация, у ребенка с РАС довольно сложно. Но все-таки уменьшить или проработать такое поведение можно – самой популярной здесь является методика ABA (прикладной анализ поведения). Она много лет используется в разных странах для коррекции нежелательного мешающего поведения детям с ОВЗ, в том числе ребятам с аутизмом.

Конкретный метод коррекции лучше подбирать поведенческому аналитику (ABA-куратору)– специалисту, который может построить индивидуальную программу помощи конкретному ребенку. Он четко проанализирует все варианты и предложит конкретные действия для исправления ситуации. Куратор собирает картину сильных и слабых сторон ребенка, анализирует среду и возможные запускающие факторы.

Среди методов работы с вокализации в ABA существуют, например, методы «блокировки »(подбор переключения на другое действие в период вокализации), отведение специального места для вокализации посредством договоренности и другие. Несмотря на легкость формулировок, выстроить связь довольно сложно – надо разобраться, как именно менять у ребенка столь яркое проявление.

Метод и способ уменьшения вокализации подбирается в зависимости от возраста и уровня мышления ребенка. Важно не превратить процесс в еще больший стресс, собрать максимально комфортный пазл решения для конкретного малыша.

Если вам нужна консультация поведенческого аналитика или других специалистов, вы хотите обучиться ABA самостоятельно, обращайте в фонд «Я особенный». Мы больше 10 лет помогаем семьям с детьми, имеющими разные нарушения развития: +7 (999) 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda