Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Специальные интересы при аутизме. Что это?

08.07.2025

Один из самых часто задаваемых вопросов родителям детей с аутизмом: "А как ваш ребенок видит этот мир?". И доподлинно этого никто не знает. Да, у ребят с аутизмом и РАС (расстройства аутистического спектра) иное ощущение мира. Если нормотипичные люди спокойно относятся к шуму дрели, желтому цвету и шерстяным свитерам, то человек с РАС может начать себя "нежелательно" вести. Казалось бы, это ведь обычные вещи, но дело в том, что у людей с аутизмом часто нарушено сенсорное восприятие. Обычная дрель может слышаться в 10, а то и в 20 раз громче, от желтого цвета могут сильно болеть глаза, а шерстяной свитер невозможно надеть, потому что он не просто колется, а будто душит и сковывает.

Но при чем здесь специальные интересы и личное восприятие вещей?

Вспомните историю про Темпл Грандин. Это выдающаяся женщина с аутизмом, которая стала профессором животноводства и изменила подход к содержанию скота на фермах на гуманный. А ещё она изобрела "машину для объятий". Именно её диагноз и особое восприятие мира сподвигли ее создать новое. Так, казалось бы, минус, может стать плюсом и помочь в обучении и карьере.
Что делать, если у вашего ребенка есть "специальный интерес"?

Помочь ему развиваться. Да, вам может казаться, что это ни к чему не приведет, но давайте снова вернемся к примеру с дрелью. Если у малыша особое восприятие к подобным звукам, может, у ребенка хороший музыкальный слух? Попробуйте включить ему красивую и спокойную мелодию (можно в наушниках, если малыш ощущает себя в них комфортно). А затем понаблюдайте: не стал ли ребенок спокойнее, не пытается ли он напеть или наиграть услышанные звуки?

Но как обычные стимы не спутать со специальными интересами?

Стимы проявляются как повторяющиеся действия и ритуалы и возникают из-за стресса или наоборот избытка радостных эмоций. Часто это попытка найти успокоение и безопасность. А специальный интерес - настоящая деятельность человека, которая заставляет его совершать поступки. Это можно сравнить с увлечением. Когда ребенок или взрослый с аутизмом находят для себя специальный интерес, они больше не хотят заниматься ничем другим.


Советы.

1. Старайтесь участвовать в "интересе" ребенка. Задавайте ему наводящие вопросы и развивайте тему.
2. Активно слушайте об увлечениях ребенка, а если он с вами пока не делится, попробуйте понять, может, для того, чтобы он начал рассказывать, ему нужно что-то предложить в рамках этого интереса?
3. Поддерживайте его интересы и разделяйте их с ним по возможности. Ребёнку нравится прыгать на батутах? Сходите и попрыгайте вместе! Малыш любит переставлять баночки и всё сортировать? Сделайте приборку вместе :)

А ещё специальные интересы можно использовать в виде поощрений и ввести в систему мотивации в рамках АВА-терапии. Так что особые интересы вашего ребёнка внезапно могут оказаться находкой для коррекции поведения и обучения.

Почему АВА? Благодаря АВА-терапии, любую особенность или "нежелательное" действие ребёнка можно направить в мирное русло. Придумывайте, креативьте, верьте в своих детей и АВА-терапию! И тогда всё получится.

А начать исправлять поведение ребёнка, развивать и обучать его, используя его интересы - вы можете на наших курсах по АВА с практикой. Старт совсем скоро! Запись и детали по ссылке.

Как помочь

Стать партнером

Стать специалистом

Предложить свою помощь

Made on
Tilda