Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Пубертат у детей с аутизмом. Советы родителям!

18.07.2024

Переходный возраст ребенка «выстреливает» новыми сюрпризами почти в каждой семье. У людей с аутистическим спектром он может наступать чуть раньше (часто в возрасте 10-11 лет) и, по статистике, больше проявляется у девочек. Что же происходит с ребенком и как вести себя родителю?

Многие ученые сравнивают переходный возраст с неким перерождением организма. И действительно - часть нейронов головного мозга, которая помогала функционировать и познавать мир ребенку, буквально угасает, а взамен ей активируются новые зоны мозга. Это нужно для усвоения новых смыслов и паттернов. В частности, новым социальным и познавательным навыкам помогают сформироваться созревающие участки префронтальной коры.

Естественно, что при такой глобальной перестройке главной системы организма, ребенок может испытывать резкие перемены и совершенно новые чувства.

Лучшее, что может сделать родитель, - осознать этот факт и начать готовиться к этапу пубертата заранее.

О чем стоит помнить?

1.Научите ребенка навыкам самоуспокоения.
Они наверняка понадобятся вам заранее, когда малыш еще маленький. Однако не меньше такие навыки пригодятся и в период новых всплесков эмоций. Важно заранее сформировать «капсулу помощи» - ответить на вопрос: «К каким инструментам может прибегнуть ребенок, чтобы прийти в себя?». Здесь могут быть и сенсорные карманные игрушки, и дыхательные практики, и привычка заниматься спортом (либо переход в момент стресса к физ.минутке). Некоторым детям в момент отчаяния нужно иметь возможность позвонить родителям – в таком случае вы должны быть на связи, показать, что даже на расстоянии вы рядом.
Важно начать формировать навык успокоения, когда ребенок находится в ровном состоянии, психологически готов воспринимать информацию. В состоянии истерики или стресса, учить этому бессмысленно. Можно смело подключать к процессу детского психолога для наиболее быстрого поиска нужного подхода.

2.Быть готовым к регрессу.

Откат может случиться в области уже полученных умений, интеллектуальной сфере. Чтобы резко не растерять все, что долго «наживали», наблюдайте за ребенком вместе с поведенческим аналитиком или ведите дневник поведения. Часть эпизодов отката реально отследить и компенсировать то, что ребенок утратил.

Важно! Не впадайте в панику и не перегружайте ребенка. Возможно, настало время, перенаправить новоиспеченного подростка в новую сферу деятельности – творчество или коллективные занятия. Пробуйте новое – в нем неожиданно может оказаться выход из ситуации.

3.Не пугайтесь повторяющегося поведения.

Учащение странного поведения – реакция на внутренний стресс. Ни в коем случае не ругайте ребенка. Если поведение не опасно для других, есть смысл временно отстать от подростка, постепенно замещая проявления чем-то новым. Помочь плавно уйти от новых нежелательных привычек поможет ABA-терапия и поведенческий аналитик. Обязательно обратитесь к нему, если хотите эффективно решить проблему.

4.Проведите медицинский чек-ап.

Важно убедиться, что у подростка нет серьезных сопутствующий заболеваний или обострений прошлых недугов. Рекомендуется посетить психотерапевта, невролога, иммунолога, гастроэнтеролога. Некоторые дети могут просто не сообщить о плохом самочувствии или болях. Важно сдать базовые анализы, чтобы убедиться, что перестройка организма идет без серьезных нарушений.

5.Режим питания и сна у подростка и родителя.

Старайтесь жить по режиму и демонстрируйте это на личном примере. Оставаться в стабильном расписании одинаково важно и для взрослого, и для ребенка. Это позволит отслеживать закономерности любого отката, а также просто лучше чувствовать себя ребенку и предсказывать режим дня подростки с РАС часто тревожатся из-за непредсказуемости событий.

Обучиться ABA-терапии или получить консультацию поведенческого аналитика можно в онлайн-школе «Я особенный»: +7 999 559-66-19

Звоните и мы подскажем, как можно помочь в вашей конкретной ситуации!

Как помочь

Стать партнером

Стать специалистом

Предложить свою помощь

Made on
Tilda