Помимо замкнутости, развития фобий и страхов, у детей и подростков с РАС может проявляется нарушение исполнительной функции – это сбои в процессе самоконтроля, когда человеку сложно принимать решения, управлять своими действиями, составлять и следовать плану. На это накладывается требования школы, «взрослого мира» - успевать, достигать, бежать вперед.
Ребенку могут помогать визуальные расписания и подсказки. Не следует излишне упрекать подростка, стоит подумать, как помочь ему ориентироваться в новых условиях. Здесь помогут планеры и напоминалки на телефоне, личные звонки, подбадривающие записки.
К тяжелым симптомам подросткового возраста у людей с РАС можно отнести агрессию. Работать с таким поведением необходимо в первую очередь. Хорошо в таких случаях помогает методика ABA (Прикладной анализ поведения) и помощь поведенческого аналитика, который и поможет простроить индивидуальный план помощи для подростка.
К вопросу лучше подойти с полным вниманием – агрессия может выражаться как к другим, так и к самому себе. Учтите, что, возможно, вы не видите эпизодов саморазрушения или видите их частично, а значит, не всегда можете их контролировать. Но любое замеченное проявление агрессии, злости – повод внимательнее наблюдать за ребенком и принимать меры.
Также внешне РАС в подростковом возрасте можно заподозрить по следующим признакам:
- Трудности в коммуникации: от несоответствия ответов на заданный вопрос, непонимания контекста ситуации (а также поговорок, шуток, пословиц) до полного ухода в себя, резкого отказа от общения с другими;.
- Отсутствие контакта «глаза в глаза»;
- Острый страх при расставании с близкими людьми, домом – подросток не хочет покидать квартиру, отпускать родных или идти без них куда-либо. Страх может накатывать до состояния паники, боязни контакта с чужими людьми без близкого человека рядом;
- Необычная мимика, не подходящая ситуации;
- Сенсорные перегрузки – боязнь яркого света, шума, неприятие определенных цветов, фактуры одежды;
- Сложность в усвоении новых навыков, которые легко даются сверстникам;
- Откат в развитии – потеря навыков, приобретенных раннее;