Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Признаки аутизма и РАС у подростков. Что делать родителям?

17.07.2024

Переходный возраст у подростка с аутизмом – момент, когда могут обостриться проявления расстройства. Причина - в перестройке нескольких систем организма. Гормоны, скачок роста, новый уровень мышления, меняющаяся среда вокруг – спровоцировать изменения может любая переменная. На что обратить внимание родителю и как помочь своему ребенку?

Симптомы аутизма и РАС у подростков

Помимо замкнутости, развития фобий и страхов, у детей и подростков с РАС может проявляется нарушение исполнительной функции – это сбои в процессе самоконтроля, когда человеку сложно принимать решения, управлять своими действиями, составлять и следовать плану. На это накладывается требования школы, «взрослого мира» - успевать, достигать, бежать вперед.

Ребенку могут помогать визуальные расписания и подсказки. Не следует излишне упрекать подростка, стоит подумать, как помочь ему ориентироваться в новых условиях. Здесь помогут планеры и напоминалки на телефоне, личные звонки, подбадривающие записки.

К тяжелым симптомам подросткового возраста у людей с РАС можно отнести агрессию. Работать с таким поведением необходимо в первую очередь. Хорошо в таких случаях помогает методика ABA (Прикладной анализ поведения) и помощь поведенческого аналитика, который и поможет простроить индивидуальный план помощи для подростка.

К вопросу лучше подойти с полным вниманием – агрессия может выражаться как к другим, так и к самому себе. Учтите, что, возможно, вы не видите эпизодов саморазрушения или видите их частично, а значит, не всегда можете их контролировать. Но любое замеченное проявление агрессии, злости – повод внимательнее наблюдать за ребенком и принимать меры.
Также внешне РАС в подростковом возрасте можно заподозрить по следующим признакам:

  • Трудности в коммуникации: от несоответствия ответов на заданный вопрос, непонимания контекста ситуации (а также поговорок, шуток, пословиц) до полного ухода в себя, резкого отказа от общения с другими;.
  • Отсутствие контакта «глаза в глаза»;
  • Острый страх при расставании с близкими людьми, домом – подросток не хочет покидать квартиру, отпускать родных или идти без них куда-либо. Страх может накатывать до состояния паники, боязни контакта с чужими людьми без близкого человека рядом;
  • Необычная мимика, не подходящая ситуации;
  • Сенсорные перегрузки – боязнь яркого света, шума, неприятие определенных цветов, фактуры одежды;
  • Сложность в усвоении новых навыков, которые легко даются сверстникам;
  • Откат в развитии – потеря навыков, приобретенных раннее;

Что делать родителям?

  • Обратиться за помощью к специалистам: при проявлении сложных симптомов обязательно обратитесь за помощью к ABA-специалистам: поведенческим аналитикам, ABA-терапистам. Они помогут в случаях проблемного поведения, с которым вы сами справиться не в силах;
  • Создать дома благоприятную атмосферу. Помните, что вашему ребенку и так сложно в большом мире – школе, общественных местах. Всюду его могут вынуждать излишне коммуницировать, делать то, что он не хочет. Подросток действительно может испытывать большой стресс. Дом – это место, где не должно создаваться дополнительных «перегрузов» для нервной системы. Подросток должен чувствовать себя максимально хорошо. Спросите, что он хотел бы поменять в своей комнате, чего ему хочется на данный период времени? Проявляйте искренний интерес к его увлечениям;
  • Не осуждайте ребенка. Ни в его присутствии, ни в присутствии других людей. Не акцентируйтесь на странностях. Сосредоточьтесь на положительных чертах. Делайте комплименты конкретному действию ребенка – «как хорошо ты помыл посуду сегодня», «какой красивый рисунок ты создал», «ты так интересно обошел соперника в этой шахматной игре». Так подросток будет понимать, какие конкретно вещи у него получаются отлично;
  • Помогайте сориентироваться подростку в ходе дня – заранее выписывайте задачи, которые ему нужно сделать. Обсуждайте поощрения за сделанную часть. Даже если ребенок не выполнил всего, не обделяйте его наградой. Обсудите, какой приз он может получить за каждый пункт;
  • Не обходите стороной вопросы полового воспитания и личной гигиены. Взросления тела могут вызвать у вашего ребенка тысячу вопросов, острую тревогу. Опередите их и расскажите ребенку о том, как может меняться его тело, объясните, как ухаживать за собой. Если с этим возникают трудности, также можно обратиться к методике ABA и с помощью нее выстроить процесс осваивания новых умений;
  • Дети и подростки с РАС на 40% реже встречаются с друзьями вне школы. Однако исследования говорят о том, что они, как и сверстники, нуждаются в общении и поддержке. Постарайтесь хотя бы иногда устраивать встречи с друзьями ребенка на комфортной ему территории. Поговорите с другими родителями и найдите оптимальный вариант для адаптации такого досуга;
Главное – не старайтесь переделать ребенка! Прислушайтесь к тому, что хочет он сам. Помогите ему пройти новый период без турбулентности, спокойно.

Если вам нужна консультация о коррекции поведении детей с РАС и другими особенностями, обращайтесь в Школу «Я особенный»: +7 999 559-66-19

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda