Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Первые слова: когда дети начинают говорить и как определить задержку в речевом развитии

19.04.2024

Речь – главный инструмент коммуникации. Освоив ее, ребенок начинает лучше понимать мир вокруг, сам может выразить базовые потребности, заявить о себе.
Первый месяц малыш использует для общения плач и отдельные гласные звуки. Задача такой простой коммуникации – заявить: нужна срочная помощь старшего. Покорми. Возьми на руки. Защити.
Второй месяц – звуки становятся длиннее, получая новые оттенки эмоций. Родители уже начинают распознавать, какие звуки сигнализируют о голоде, а какие о радости или дискомфорте. К третьему месяцу подключаются согласные звуки. Чуть позже лепет с повторами слогов. Ребенок начинает распознавать сигналы родителей, в том числе словесные. Выстраиваются своеобразные диалоги, способствующие сближению родителя и малыша. Возникает желание подрожать звукам животных. Примерно к 10 месяцам ребенок уже овладевает первой важной базой – называет маму, папу, произносит и соотносит звуки, обозначающие предметы.
Важно понимать, что речь развивается у всех по-разному. На нее влияет много факторов: физическое развитие ребенка (поэтому ему уделять следует отдельное внимание), наследственность, тот объем внимания, которое уделяют родители. Девочки по статистике говорят начинают говорить раньше.
Обычно к году первые простые слова маленький ребенок уже осознает. К двум годам дети составляют простые предложение из 2-3 слов. Добавляют местоимения, предлоги, интонации. Хорошо подключать карточки Домана, гимнастику, задания для развития мелкой и крупной моторики. Отлично на созревание всего организма влияет плаванье, массаж.

Переломные моменты становления речи, когда могут появиться нарушения

1. От года до двух лет. Идет созревание коры головного мозга, а именно участков, отвечающих за мышление и речь.
2. 3 года. Становление ребенка как маленькой личности. Скачок в развитии. В случае нарушения может возникнуть дефекты речи вроде заикания.
3. 6-7 лет. Переходный период, когда дети проходит очередной скачок интеллектуального роста. Могут поддаваться первому серьезному стрессу от смены обстановки.
Диагноз ЗРР.
До трех лет ребенок должен освоить базовые навыки жизни, в том числе коммуникацию, речь. Если речи не появляется, специалисты могут диагностировать ЗРР (задержка речевого развития).

Красные флажки тревоги!

-Малыш с рождения не издает звуков, в дальнейшем нет гуления и лепета;
-Отсутствует интерес к игрушкам, ярким звукам, источникам шума;
-Малыш в 1,5-2 года не говорит своего имени, простых слов, ему неинтересен окружающий мир – есть замкнутость;
-В 3 года в арсенале малыша нет простых предложений;

Важно! При любом из этих признаков, обратитесь к ряду враче: неврологу, сурдологу, психиатру, психологу. Попробуйте выяснить первопричину.
Может быть выявлена патология (есть более серьезное основное заболевание, гипоксия, серьезные нарушения на уровне иммунной системы, травма при родах или первых месяцах жизни).
Среди таких физиологических аспектов могут быть - нарушения органов артикуляции, наследственность, осложнения в родах, слабая деятельность головного мозга, нарушения нервной системы ребенка.
Психологические факторы могут отражать наличие у ребенка стресса, испуга, тревожности.
К социальным аспектам принято относить педагогическую запущенность, отсутствие взрослого, на которого можно положиться, низкий уровень общения в семье. Часто случается, что причинами может быть сразу несколько факторов (например, тревожная и неразвивающая среда в садике, с няней).
Два последних фактора можно скорректировать с помощью методик ABA – Прикладного анализа поведения. Эта методика помогает найти закономерности в поведении ребенка – понять, почему именно не идет дальнейшее развитие, обучение новому, а главное – выстроить план, какие шаги (упражнения, приемы методики) могут помочь в конкретном случае.
Если у вашего ребенка есть нарушения речевого развития или вы не знаете, что делать дальше, вы всегда можете получить бесплатную консультация от координатора фонда «Я особенный». Наш сотрудник сориентирует, какие специалисты могут поработать с вами от фонда на бесплатной и платной основе, а также подскажет, как пройти обучения методикам в рамках фонда самостоятельно:
+7 999 569-38-45

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda