Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Как понять что у ребенка аутизм? 7 подсказок родителям

15.07.2024

1. Отсутствует указательный жест

Ребенок не показывает на любимую игрушку, на предмет, на людей. Малыш также может смотреть мимо или «сквозь» другого человека, как бы не замечая, будто «не отражая» его в сознании.

Важно! Ребенок может не проявлять «отзеркаливания» внешне, но это не значит, что он совсем не осознает вашего присутствия. Детям с аутизмом сложно выстраивать зрительный контакт и сопоставлять разные предметы и жесты, хотя внутренне они могут точно также нуждаться во внимании и понимать, что рядом с ними находится другой человек.

2. Малыша может сильно что-то раздражать извне

Отсюда – внезапная истерика или реакция. Помните, дети с РАС могут быть очень чувствительны к раздражителям внешнего мира. Иначе воспринимать свет, шум. Может быть нарушен и болевой порог (у каждого – в своей степени). Потому пролетающий самолет, сигнал машины или звонок велосипеда может внезапно напугать малыша, взбудоражить его нервную систему чрезмерно.

Вызвано это сенсорной обостренностью. Проблема аутизма в том, что у каждого ребенка свой набор сенсорных предпочтений и раздражителей. Разбираться в реакциях надо в каждом случае отдельно.

3. Ребенок плохо слышит

Во-первых, это повод сходить к оториноларингологу. Если он подтвердит, что слух у ребенка в норме, можно заподозрить РАС.

Ребенок на самом деле может слышать вас, однако, он просто не отзывается на звук. Интересно, что каждый третий родитель ребенка с аутизмом подозревает глухоту у своего чада. Иногда таким детям подходит система альтернативной коммуникации – общаться через визуальный контент таким ребятам куда проще. Они вообще могут мыслить «картинками».

4. Ребенок странно говорит

Сюда можно отнести и тон, и громкость, и смысл (непопадание в контекст, повтор случайно услышанных слов, повторение одних и тех же фраз). Часто повторение рандомных слов или напев услышанного – способ самоуспокоение у деток с РАС и аутизмом. Повтор может производится шёпотом, громко или в умеренной интонации. Нам это понять трудно, но малыш действительно может зацепиться за понравившуюся ему фразу (для него, возможно, сочетание звуков в ней кажется интересным) и повторять ее всюду: дома, на улице, в гостях.

Ребенок может подходить к другим людям и произносить какие-то фразы или использовать их в качестве ответа на вопрос, не понимая, что она не соответствует ситуации.

5. Задержка или регресс в речевом развитии

Проблемы с речью – важный повод обратиться к специалистам. И не только логопеду! Прежде всего, к врачам: неврологу и психотерапевту. Помните, что речь – высшая психическая функция. Она – свидетельство развития и отражение развития головного мозга ребенка.

6. Внезапная потеря полученных навыков

Ребенок умел сортировать игрушки, отвечать на диалог (на своем уровне), взаимодействовал с миром…И вот бац – все пропало! Или не всё, а часть. Ситуация не только странная, но и тревожная. Не тяните время – обратитесь врачам. Это тоже может быть аутизм. Такой симптом часто означает «активацию» расстройства аутистического спектра. А она может наступить в разное время и при разных обстоятельствах. Тут все тоже индивидуально.

7. Зацикливание на предметах и отказ от новых игрушек

Любимые предметы могут быть специфичными – только железными/ только деревянными/только круглыми/только определенного цвета. Дети с РАС в силу сенсорных сбоев могут выбрать себе круг игрушек определенного формата и взаимодействовать только с ними. Важно! Они могут подолгу сортировать их или раскладывать в определенном порядке. И еще - их может безумно раздражать и даже вызывать панику, если кто-то нарушит этот порядок.

Если вы заметили признаки РАС у своего ребенка или вам нужна консультация по коррекции поведения, вы можете обратиться за консультацией в Школу «Я особенный»: +7 999 559-66-19

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda