Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Как чувствуют дети с РАС? Особенности психологии ребенка с аутизмом. Страхи детей с ОВЗ

18.07.2024

Психологические особенности, свойственные детям с аутизмом, проявляются в следующих сферах: поведение, эмоционально-волевая сфера, познавательная сфера, игра.
Осевая причина психологических особенностей у детей с РАС - это страх перед новым. Детям с аутизмом крайне сложно адаптироваться к новым маршрутам, распорядку дня, расписанию в школе, новым знакомствам, физическим изменениям на уровне сенсорики.

Внешне опасения и страх, прежде всего, выражаются в нарушении привычного поведения (возникают спонтанные истерики, отказ идти куда-либо). Можно заметить у ребенка повышенную тревожность, проявление странных элементов самоуспокоения и даже самоагрессии. Ребенок при этом скорее всего не скажет взрослым о конкретной причине – просто уйдет в себя, замкнется или проявит повышенную возбудимость. В общем, четкого ответа ждать не приходится.

Еще одна подоплека возникающего страха – гиперчувствительность. Ребенок с РАС может испугаться любого нового тактильного, звукового впечатления, так как для него оно будет гипертрофировано. Это нужно учитывать, когда вы собираетесь в новые места с потенциально большим спектром новых эмоций: цирк, зоопарк, шумное новое место.

Словом, со стороны все это выливается в странное и плохо объяснимое для окружающих поведение. И потому следить за психологическим состоянием ребенка надо особенно бдительно, чтобы не пропустить первые тревожные звоночки.

Как можно заметить страх у ребенка с РАС?

Обратить внимание на следующие признаки:
  • Негативизм и сомнения по отношению к себе относительно предстоящей ситуации;
  • Слепое отрицание – ребенок так напуган самим фактом нового, что не хочет даже слушать аргументы взрослого;
  • Физическое сопротивление – ребенок падает на пол и кричит/ причиняет боль себе или другим;
Острота реакций индивидуальна и зависит от уровня расстройства аутистического спектра.

Исследования специалистов выделяют четыре основных типа реакций на раздражитель: замещение, отрешенность, отвержение, заторможенность. Соответственно, по типу реакции детей условно можно разделить на четыре группы.

1. Для одной группы детей интерес проявляется в тяге к определенным предметам, они зависят от окружающей среды. Им, как правило, не интересно прямо взаимодействовать с людьми – они двигаются хаотично, проявляя интерес к определенным предметам, которые нравятся ему по отдельным причинам – цвету, фактуре, температуре. Таким детям интересны люди, их присутствие все равно важно им. Взаимодействие может проявляться через просьбу, выраженную физически – ребенок может взять руку взрослого и показать, что ему нужно.

2. Другая группа детей менее отторгает окружающих – взаимодействует с ними чаще. Однако люди извне не должны нарушать установленный порядок в мире ребенка. Данной группе важно следование привычной избирательности в предметах, еде, занятиях. Помощь таким малышам проявляется в поддержании привычного равновесия. Любое отклонение от привычного может привести к серьезному нервному срыву, истерикам. Именно эта группа сильно подвержена страхам – все новое для них губительно. Тревожность у таких детей повышена.

3. Дети третьей категории решают проблемы страха конфликтами и агрессией. Не всегда это так, однако, если интересы других людей противоречат их видению и занятиям, они могут проявить себя не самым приятным образом. Естественно, это осложняет общение. Такой ребенок может всеми силами «строить» других – в том числе старших в доме.

4. Последняя группа, в отличие от предыдущих, пытается вступить в диалог с миром и людьми вокруг, хоть и не всегда успешно. У детей этой категории нет гибкости в общении, они могут обращаться за помощью к взрослым родственникам, чтобы те были проводниками к новым знакомствам.

Какие еще психологические особенности есть у детей с РАС?

  • Из самых ранних и явных – отсутствие комплекса оживления – улыбки, ответной тактильной, звуковой реакции на взрослого. Отсутствует фиксация взгляда, а в дальнейшем и указательный жест, навык просьбы;
  • У детей с РАС нарушена социально-эмоциональная реакция на других детей;
  • В период стресса ребенок может не принимать поддержку взрослого. Устанавливать между собой и другими невидимую стену;
  • Нюансы с питанием (избирательность, отказ от новых продуктов) и сном (прерывистый, тревожный, непостоянный);
  • Некоторые дети до конца не осознают себя и очень поздно могут начать употреблять местоимение «Я»;
  • Ребенок не может считывать реакции других людей или делает это очень примитивно;
  • Особенность интеллектуального развития, выраженная в сбоях принимаемых сигналов окружающего мира, неспособность понимать все нюансы происходящего, нарушение целостности восприятия – ребенку сложно ориентироваться в пространстве, времени, он может иначе ощущать даже собственное тело;
  • Проблемы с ожиданием чего-либо;
  • Нарушение зрительных реакций – смещенное поле внимания, затруднение в отслеживании;
  • Наличие ограниченного круга интересов – есть влечение к строго определенному набору предметом или занятий;
  • Сложности с восприятием и различием разных форм, соответствии их между собой;
  • Ребенку сложно сделать выбор, такое задание становится для него мучительным;
  • Малыш иногда слышит и воспринимает информацию извне, а иногда будто нет;
  • Наличие навязчивых самостимулирующих действий (звуковые проявления голосом, повтор слов, странные шевеления различными частями тела, раскачивания, ребенок может облизывать разные предметы и нюхать их;
Важно!
Со всеми особенностями поведения можно и нужно работать. И как можно раньше. Лучше всего себя проявляет комплексная терапия. Когда над ситуацией работают и врачи, и педагоги, и сами родители. На поведение ребенка и формирование недостающих навыков благосклонно влияет ABA-терапия или методика Прикладного анализа поведения. Она используется во всем мире для работы с детьми с РАС и другими диагнозами.

Узнать о ней больше или проконсультироваться по поводу поведения вашего ребенка можно по номеру Школы «Я особенный»: +7 999 559-66-19

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda