Обратить внимание на следующие признаки:
- Негативизм и сомнения по отношению к себе относительно предстоящей ситуации;
- Слепое отрицание – ребенок так напуган самим фактом нового, что не хочет даже слушать аргументы взрослого;
- Физическое сопротивление – ребенок падает на пол и кричит/ причиняет боль себе или другим;
Острота реакций индивидуальна и зависит от уровня расстройства аутистического спектра.
Исследования специалистов выделяют четыре основных типа реакций на раздражитель: замещение, отрешенность, отвержение, заторможенность. Соответственно, по типу реакции детей условно можно разделить на четыре группы.
1. Для одной группы детей интерес проявляется в тяге к определенным предметам, они зависят от окружающей среды. Им, как правило, не интересно прямо взаимодействовать с людьми – они двигаются хаотично, проявляя интерес к определенным предметам, которые нравятся ему по отдельным причинам – цвету, фактуре, температуре. Таким детям интересны люди, их присутствие все равно важно им. Взаимодействие может проявляться через просьбу, выраженную физически – ребенок может взять руку взрослого и показать, что ему нужно.
2. Другая группа детей менее отторгает окружающих – взаимодействует с ними чаще. Однако люди извне не должны нарушать установленный порядок в мире ребенка. Данной группе важно следование привычной избирательности в предметах, еде, занятиях. Помощь таким малышам проявляется в поддержании привычного равновесия. Любое отклонение от привычного может привести к серьезному нервному срыву, истерикам. Именно эта группа сильно подвержена страхам – все новое для них губительно. Тревожность у таких детей повышена.
3. Дети третьей категории решают проблемы страха конфликтами и агрессией. Не всегда это так, однако, если интересы других людей противоречат их видению и занятиям, они могут проявить себя не самым приятным образом. Естественно, это осложняет общение. Такой ребенок может всеми силами «строить» других – в том числе старших в доме.
4. Последняя группа, в отличие от предыдущих, пытается вступить в диалог с миром и людьми вокруг, хоть и не всегда успешно. У детей этой категории нет гибкости в общении, они могут обращаться за помощью к взрослым родственникам, чтобы те были проводниками к новым знакомствам.