Помочь фонду
Работа в фонде
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Этапы развития малыша с рождения до года

19.04.2024

Развитие малыша в первые 12 месяцев – настоящий прорыв и скачок в формировании человека. Больше никогда он не будет развиваться так стремительно, формируя одновременно сразу несколько десятков важнейших навыков. За первый год жизни человек учится видеть, ползать, вставать на ноги, различать знакомых и чужих, проявлять эмпатию и ряд других эмоций. Любое отклонение или отставание может свидетельствовать о серьезных заболеваниях, которые еще можно успеть скорректировать, именно поэтому крайне важно, прежде всего, родителям, знать, как и в какой срок должны происходить важные процессы.

Первые 30 дней. Период адаптации.

Рассмотрим первый месяц жизни. Ребенок в норме спит примерно 70% своей жизни, при этом он еще не различает день и ночь. Родитель формирует режим сам, подстраиваясь под новорожденного. В норме ребенок, проснувшись, привлекает внимание – машет ножками, ручками, сжимает кулачки. Младенец просыпается каждые два часа, ночью просыпается тоже часто. Сон чередуется с кормлением. О своих потребностях сообщает с помощью первых звуков - кряхтения, плача.

Присутствуют некоторые рефлексы – чихание, взгдрагивание, моргание. Позже исчезнут, но пока присутствуют, поисковый и сосательный рефлексы – когда ребенок ищет грудь мамы. А также хватательный, плавательный, рефлекс автоматической ходьбы. Врачи и родители должны внимательно наблюдать за рефлексами – их присутствие говорит о правильном развитии малыша.

2-5 месяц

  • 2 месяц
Ребенок начинает реагировать на эмоции взрослых, агукает, становится более активным. Держит голову некоторое время. Может следить за предметами. Старается удержать что-то, что попадает в его руки. Уже очень хочет дотянуться до предметов. Он бодрый примерно 20 минут в час. Может переворачиваться с бока на спинку. Держит голову, машет руками (может их разводить) и ногами, когда к нему подходят. Прибавка в весе – еще 700 граммов – 1 кг, в росте – 3 см.

  • 3 месяц
Малыш лучше видит и начинает различать цветовые оттенки. Увереннее держит голову, пытается удержаться на локтях. У него все больше интереса к предметам вокруг. Наконец удлиняется ночной сон. Малыш все ярче проявляет эмоции, очень радуется при виде уже знакомых лиц. Мимика взрослых – его отдельный интерес. Он уже начинает копировать реакции, смеется, улыбается. Он также изучает себя – смотрит на ноги, может щупать лицо. Ребенок засовывает предметы в рот, изучая так мир вокруг.

  • 4 месяц
Прибавка в весе еще около 700 гр. Ребенок пробует приподнимать верхнюю часть тела, садиться. Ползает на животике. Все также изучает предметы, может пробовать их ртом. Умеет переворачиваться со спины на живот. Взгляд отлично фокусируется на предметах. Ребенок начинает различать свое имя, прислушивается к звукам. Когда ребенка кормят, он держит бутылочку или грудь рукой. Присутствует узнавания себя в зеркале. Появляются первые слоги.

  • 5 месяц – прорыв развития
Ребенок активно переворачивается, ползает, пытается садится. Узнает маму. Различает чужих людей, разглядывает их. Подолгу гулит. Его мышечная система крепнет. Прибавка в весе – еще около 700 гр. Ребенок может уже недолго удерживать себя. Он становится более общительным с родителями – звуками и первыми жестами выстраивает коммуникацию. Могут начать резаться зубы.

6-8 месяц

  • 6 месяц
Ребенок готов к прикорму. Он ползает. Часто его цель – достичь игрушки. Он осваивает новые звуки. Осваивает причинно-следственные связи на простом уровне. Может сидеть без опоры. Уже крепко держит предметы. Встает на четвереньки и раскачивается. Ярко проявляет эмоции от недовольства до восторга.

  • 7 месяц
Малыш становится совсем активным. Может уверенно сидеть, опираясь на руки. Активно ползает. Начинает испытывать страх при отсутствии мамы. Любит кидать предметы и наблюдать за ними. Начинает пытаться ходить вдоль опоры. Запоминает простые слова. Любит элементарные игры. Осваивает ложку. Активно развивается моторика – ребенок может поместить маленькие предметы в большие, соотнося размер. Появляется звукоподражание.

  • 8 месяц
Малыш начинает понимать ваши просьбы, лучше различает интонации. Начинает еще активнее двигаться, все больше демонстрируя самостоятельность. Пытается вставать, держась за опору. Осваивает новые эмоции. Проводит первые манипуляции с предметами вокруг. Начинает осознавать первые слова. Осваивает новые эмоции. Реагирует на музыку, пританцовывает.

9-12 месяц

  • 9 месяц
Ребенок начинает пытаться преодолевать новые препятствия. Спокойно садится и встает. Ему интересны ящики и двери в доме. Может различать предметы, подавать их при просьбе старшего. Прибавляет 600 грамм в весе. Пробует самостоятельно одеваться. Развивается словарный запас.

  • 10 месяц
Малыш все увереннее играет, познает пространство вокруг. Может изучать свойства предметов, разглядывает книжки. Ему интересны другие дети и новые люди. К концу месяца он активно ползает на четвереньках, пробует делать шаги без опоры. Может держать в руках сразу несколько вещей. Залезает на разные поверхности. Манипуляции с предметами становятся все более сложными. Он понимает, с какими предметами что нужно делать.

  • 11 месяц
Ребенок уже отлично различает разные предметы и их функции, может называть предметы, понимать ваши просьбы.
Малыш может назвать почти все предметы в доме. Его движения становятся сложнее, словарный запас расширяется. Двигательная активность позволяет быть еще более самостоятельным. Много эмоций вызывают новые игрушки, люди. Ребенок может пользоваться ложкой и кружкой. Оценка родителей уже понятна малышу. Умеет прощаться – машет рукой. Может кивать. Хороша развита мелкая моторика – ребенок может взять мелкие предметы.

  • 12 месяц
Ребенок ухаживает за игрушками, парадируя взрослых. Начинает чувствовать, что игрушки – его собственность. Он хорошо ходит и знает уже несколько слов. Начинает выражать свои просьбы.

Помните! Дети развиваются по-разному. Это лишь примерные ориентиры. Малыш может немного отставать или опережать условную норму. Но все же старайтесь следить, чтобы ребенок осваивал главные нужные для первого года навыки – первые азы самостоятельности в виде первой физической активности и социальных навыков. Если вас что-то беспокоит, обязательно обратитесь за консультацией к врачам – можно сходить к неврологу или психиатру. Лучше перестраховаться и быть уверенным, что все в порядке!

Как помочь

Предложить свою помощь

Стать партнером

Стать специалистом

Made on
Tilda