Разбираемся в теме с куратором фонда и Школы "Я особенный" Жанной Хатунцевой:
Многие родители особенных детей, которые начинают применять АВА, сталкиваются с такой проблемой. Кажется, что ничего не выходит: ребёнок воспринимает жетоны, как игрушки, и в целом не понимает, зачем они нужны. Так происходит, потому что у малыша нет ценности жетона.
Как её сформировать?Можно ли научить жетонной системе ребёнка, который не понимает речи? Да!
Пример: мы выкладываем в ряд жетоны за выполненные ребенком задания. Это своего рода таймер, который показывает малышу, когда задание выполнено, а когда жетоны собраны - блок заданий окончен. Скорей всего ребёнок не понимает "своей выгоды", для него это своеобразные "песочные часы".
Чтобы ребенок понял ценность жетона, нужно начинать с одного. Мы даем ребенку один жетон за задание и тут же меняем его на орешек или минуту игры в телефоне (подставьте сюда любимые вещи вашего ребенка). Вот тут уже появляется ценность и ребенок понимает, что минута стоит один жетон.
Далее мы добавляем второй жетон и за них ребенок может получить две минуты игры или минуту игры и орешек. Таким образом мы учим не только понимать ценность жетона, но и делать выбор: потратить их на что-то одно или на разные "плюшки". Использовать сразу все заработанные жетоны или накопить на большой приз.
С ростом количества жетонов должен увеличиваться и ассортимент подкреплений, которые ребенок может выбрать на заработанные жетоны. С такой системой ребенок уже - не пассивный наблюдатель, а непосредственный участник процесса, решения которого имеют последствия и могут приносить выгоду, как малышу, так и маме
Достигать результатов у ребёнка, использовать жетоны и другие методики АВА мы учим на наших курсах с практикой!