Новости
#для_родителей #полезная_информация

Обучение и игра в жизни особенного ребёнка

Колонка нейропсихолога: как мы обучаем особенного ребёнка в процессе игры? Отвечает нейропсихолог, клинический психолог Ольга Губина

Один из главных инструментов для усвоения ребёнком норм поведения, ценностей, знаний и навыков, позволяющих функционировать в обществе – это организованная игра.

Как её проводить, что учитывать?

1) На первом этапе мы используем сенсорномоторное взаимодействие и опираемся на те ощущения, которые нравятся ребёнку.

Многие аутичные дети любят двигательные игры, например, прыгать на фитболе или батуте. Мы можем это использовать и включаться в действие, например: держать ребенка за руки или добавить стихотворное сопровождение для прыжков (стихи для разных игр и движений должны быть разными). Как вариант – ребёнок сможет использовать слова из стихотворения для того, чтобы инициировать игру в будущем.

Ещё один пример – игра «Полетели». Взрослый недолго кружит ребёнка и опускает его на мягкую поверхность, затем протягивает руки к ребенку и спрашивает: «Ещё?». Чтобы ответить утвердительно и показать, что ему нравится, ребёнок может положить ладони на руки взрослого – тогда игра продолжится. Так мы обучаем ребёнка выражать свои желания и чувства.

Многие дети с РАС любят игры с водой, песком, тестом для лепки и т.п. Такие игры помогают установить контакт и сформировать стартовый набор игр, на основе которых зарождается разделенное внимание, сфокусированность ребенка на взрослом, умение давать социальный отклик (согласие на повторение игры). Используя предпочитаемые сенсорные и моторные игры в качестве поощрения или эмоциональной разгрузки, мы создаем условия, благодаря которым ребенок дольше остается в контакте.

2) На следующем этапе мы вводим простые правила в наши игры. Опираемся на принцип минимального изменения, чтобы не спровоцировать негативную реакцию ребенка.

Также, следуя принципу минимального изменения, мы расширяем набор заданий, направленных на развитие двигательной и познавательной сферы, речи. Пример: игра «Подушка». Вам понадобится кресло-мешок. Ребенок по приглашению садится в кресло-мешок, взрослый катает его и останавливает со словами: «Раз, два, три выходи». Бережно высаживает ребенка, перемещает кресло-мешок в другое место и предлагает вновь сесть, чтобы покататься. Позже мы можем предложить ребёнку по специальной команде (например, «На старт, внимание, марш!») добираться до кресла определенным образом (бегом, ползком на животе или на коленях, прыжками и т.д.). Если игра нравится ребенку, можно и дальше усложнять правила, вводить элемент соревнования, очередности – тем самым укреплять взаимодействие и расширять поведенческий репертуар ребенка.

Когда ребёнок освоит несколько игр, мы можем попробовать ввести визуальное расписание и каждую игру обозначить определённым изображением. Визуальное расписание помогает сделать процесс более упорядоченным, стимулирует у ребёнка инициативу к взаимодействию, умение выбирать и отказываться от той игры, которая не нравится, способствует снижению проблемного поведения и формированию нужного поведения.

Использовать игровую деятельность и другие приёмы взаимодействия с особенным ребёнком полезно как специалистам, так и родителям. Так мы помогаем ребёнку применять полученный на занятиях опыт в других жизненных ситуациях.

Развивать особенных детей мы учим на курсах по методикам АВА в онлайн-школе "Я особенный". Это обучение с практикой и обратной связью по ребёнку для родителей и педагогов. Начало обучения 25 мая. Подробности по ссылке.
Made on
Tilda