Новости
2022-04-13 13:57 #истории

Мама особенного ребенка: «Можно скорректировать мышление, и жизнь изменится к лучшему!»

-Мама! —#nbsp;пронзительно и#nbsp;радостно раздается за#nbsp;дверью коррекционной школы Ревды. Навстречу Надежде Давышкиной мчит ее#nbsp;12-летний сын Глеб. Ростом он#nbsp;почти со#nbsp;взрослого, в#nbsp;глазах#nbsp;— вечное детство. «Счастливые люди!»#nbsp;— всегда невольно думаешь, когда видишь Глеба рядом с#nbsp;мамой. И#nbsp;вот снова оба улыбаются и#nbsp;будто не#nbsp;могут друг на#nbsp;друга наглядеться. Закончился очередной школьный день. Пора ехать домой.

В#nbsp;квартире семьи все будто по#nbsp;законам скандинавского «хюгге»: уютно и#nbsp;светло. В#nbsp;кухне-гостиной висят картины Надежды#nbsp;— где-то работы «по#nbsp;номерам», где-то эксперименты с#nbsp;акрилом. Даже часы на#nbsp;стене с#nbsp;берегом моря#nbsp;— ее#nbsp;руками. У#nbsp;окна#nbsp;— рабочий стол и#nbsp;мольберт.

—#nbsp;Летом я#nbsp;пускаю Глеба во#nbsp;двор, он#nbsp;гуляет, а#nbsp;я#nbsp;приглядываю и#nbsp;немножко рисую,#nbsp;— делится героиня

Войдя в#nbsp;квартиру, Глеб следует инструкции: идет в#nbsp;ванную комнату, моет руки и#nbsp;только потом проходит на#nbsp;кухню. «Обе!»#nbsp;— весело кричит парень. Буква «д» потерялась, но#nbsp;мама понимает: сын проголодался. По#nbsp;просьбе он#nbsp;включает чайник, подходит к#nbsp;холодильнику и#nbsp;достает ингредиенты для#nbsp;бутерброда. Правда, намазать икру на#nbsp;хлеб сам не#nbsp;может. Над мелкой и#nbsp;крупной моторикой работа пока идет. Уже получается застегивать молнии и#nbsp;клёпки на#nbsp;одежде (пуговки он#nbsp;отрывал). Пытается освоить завязывание шнурков. Для#nbsp;этого мама купила ему специальный деревянный ботиночек.

Серьезная задержка развития, как считает, мама связана с#nbsp;приемом лекарств, помогающих бороться с#nbsp;эпилепсией.

-Все началось в#nbsp;1,5 года,#nbsp;— вспоминает Надежда. —#nbsp;Случился первый приступ. Глеб просто стоял и#nbsp;смотрел в#nbsp;одну точку. Мы#nbsp;даже не#nbsp;поняли, что это было. Затем приступы изменились. Начались вздрагивания, после#nbsp;— падения с#nbsp;потерей сознания. Вся квартира у#nbsp;нас была застелена мягкими материалами. В#nbsp;два года удалось подобрать лекарства. Так он#nbsp;их и#nbsp;пьет 10 лет. Приступы остановились, но#nbsp;нам нужно продолжать пить таблетки, чтобы не#nbsp;было откатов в#nbsp;развитии.

Кроме того, из-за препаратов Глеб часто чувствует себя сонно. В#nbsp;коррекционной школе у#nbsp;него даже есть свой матрас и#nbsp;подушка. В#nbsp;любое нужное ему время, мальчик может поспать.

—#nbsp;Сейчас справляться мне намного легче, чем раньше. Спасением стали курсы по#nbsp;поведенческой аналитике от#nbsp;школы «Я#nbsp;особенный»

У#nbsp;нас ушли истерики, раньше я#nbsp;не#nbsp;понимала, как нужно себя вести. Оказалось, банально надо сразу выслушать, согласиться, уделить внимание в#nbsp;момент просьбы. А#nbsp;когда ввели жетоны, Глеб с#nbsp;радостью стал делать все, что просят. С#nbsp;помощью них можно реально улучшить общение.

-Налаживание коммуникации сказалось на#nbsp;развитии?

-На удивление он#nbsp;начал больше говорить. Обычно были одни и#nbsp;те#nbsp;же слова. И#nbsp;то#nbsp;слогами#nbsp;— «Ма», «Па». Теперь он#nbsp;начал повторять за#nbsp;мной новые: «деревья»#nbsp;— «де». Иногда получается складывать слога. Когда он#nbsp;сказал «пока» и#nbsp;«спасибо», я#nbsp;удивилась! Прогресс хороший начался, только когда я#nbsp;подключилась полностью.

-На-на,#nbsp;— крепко держит меня за#nbsp;руку Глеб. Он#nbsp;увлеченно рассматривает монитор компьютера.

Парень, как уверенный пользователь, включает системный блок, а#nbsp;затем выбирает кнопочку браузера. Далее в#nbsp;закладках открывает ютуб. Алгоритм предлагает нам посмотреть серию «Мухтара». Глеб видел ее#nbsp;уже сотни раз и#nbsp;знает свои любимые моменты. Он#nbsp;включает разгар сюжета#nbsp;— на#nbsp;место преступления едет скорая с#nbsp;мигалками. Их#nbsp;звук парню очень нравится.

-Тю-тю! —#nbsp;искренне мурлычит Глеб и#nbsp;вопрошающе смотрит на#nbsp;меня, требуя немедленной реакции.

Затем он#nbsp;показывает два других фрагмента и#nbsp;вновь возвращается к#nbsp;скорой. Это повторяется пять раз.

-Ну, Глеб! Давай другое! —#nbsp;сводит брови Надежда.

Мальчик нажимает на#nbsp;соседнюю вкладку с#nbsp;пометкой «Документы». На#nbsp;экран выводится скан с#nbsp;официальным положением одного из#nbsp;городских органов власти. Глеб листает его и#nbsp;переводит восхищенный взгляд на#nbsp;нас.

-Он с#nbsp;детства обожает документы,#nbsp;— поясняет Надежда. —#nbsp;Никакие машинки ему не#nbsp;нужны. Герб, печать, текст#nbsp;— вот это да! А#nbsp;в#nbsp;Интернете он#nbsp;может найти еще сериал «Кухня» или новости. Ему будто нравится шум. Недавняя фишка#nbsp;— искать Ревдинскую больницу. Он#nbsp;может открыть и#nbsp;смотреть на#nbsp;фотографии здания. Такое началось после того, как мы#nbsp;сходили на#nbsp;прививку в#nbsp;больницу.
Кроме это, Глеба с детства завораживают магазины. Он может долго разглядывать полки. Особенно ему нравится бытовая химия. Известный порошок «Vanish» - предмет ранних детских обожаний. Такие же яркие эмоции какое-то время вызывал поход в церковь.

–Старший сын у вас нарушений не имеет. Как на вашу жизнь повлиял Глеб?

– Для меня это был большой стресс. Миллион вопросов: что да почему. Стеснение. Когда неловко от поведения ребенка. Сейчас, конечно, этого меньше, но все равно бывает. Раньше он гулял с Левой (сын на два года старше). Тот за ним присматривал. Сейчас он живет с отцом в другом городе. Глеба иногда отпускаю одного. Но над ним порой подшучивают. Я пыталась много раз объяснять другим детям, делать замечания.

–Как старший ребенок принимал Глеба?

–Я с ним много говорила, мы вместе путешествовали. Была, наверное, в чем-то строга. Конечно, у него оставалось чувство досады, что ему уделялось меньше внимания.

Но#nbsp;все равно он#nbsp;остается настоящим защитником брата, он#nbsp;сидел с#nbsp;Глебом всегда, когда было нужно. Лева за#nbsp;Глеба горой! Любит его несмотря ни#nbsp;на#nbsp;что

-В Ревде, насколько знаю, есть только коррекционная школа. До#nbsp;школьного периода как выкручивались?

-Ходили в#nbsp;обычный садик. Конечно, не#nbsp;без недопонимания с#nbsp;руководством. Но#nbsp;все-таки я#nbsp;добилась того, что дали тьютора. Тьютором была уборщица, но#nbsp;она хорошо помогала нам. Доводила до#nbsp;дома, занималась с#nbsp;Глебом в#nbsp;садике. Какое-то время она работала у#nbsp;нас няней, я#nbsp;отдавала ей#nbsp;почти всю зарплату. Тогда мы#nbsp;еще не#nbsp;знали про фонд, да и#nbsp;у#nbsp;фонда не#nbsp;было проекта «Няня». Зато у#nbsp;нас был центр помощи таким детям в#nbsp;Ревде. Сейчас его нет, и#nbsp;мы#nbsp;боремся, чтобы нам вернули центр обратно. Сейчас дошли до#nbsp;областного уровня.

-Что помогало вам выходить из#nbsp;стресса?

-Правильное мышление. В#nbsp;период тяжелого времени я#nbsp;окунулась в#nbsp;психологию. Прочитала книги, которые перевернули мое понимание, мои проблемы. Главная мысль, которая меня воодушевила: почему мы#nbsp;не#nbsp;можем также думать о#nbsp;хорошем, как думаем о#nbsp;плохом?! А#nbsp;еще вторая мысль: что нужно жить экологично. То#nbsp;есть не#nbsp;мешать чужим границам, уважать#nbsp;их. Я#nbsp;всегда была оптимистом, но#nbsp;все равно мыслила иначе, чем сейчас. Вдобавок прошла марафон по#nbsp;исполнению желаний. Все сбылось! Сейчас я#nbsp;стараюсь куда-то выбираться, находить новое для#nbsp;себя. К#nbsp;счастью, мои друзья меня в#nbsp;этом всегда поддерживают, они даже могут остаться с#nbsp;Глебом, если нужно, чтобы я#nbsp;успела позаниматься своими делами. Вообще все мое окружение#nbsp;— это главная поддержка и#nbsp;сила! Я#nbsp;очень благодарна, что такие люди есть в#nbsp;моей жизни.
Текст и фото: Галина Соловьева