-Мама! — пронзительно и радостно раздается за дверью коррекционной школы Ревды. Навстречу Надежде Давышкиной мчит ее 12-летний сын Глеб. Ростом он почти со взрослого, в глазах — вечное детство. «Счастливые люди!» — всегда невольно думаешь, когда видишь Глеба рядом с мамой. И вот снова оба улыбаются и будто не могут друг на друга наглядеться. Закончился очередной школьный день. Пора ехать домой.
В квартире семьи все будто по законам скандинавского «хюгге»: уютно и светло. В кухне-гостиной висят картины Надежды — где-то работы «по номерам», где-то эксперименты с акрилом. Даже часы на стене с берегом моря — ее руками. У окна — рабочий стол и мольберт.
В квартире семьи все будто по законам скандинавского «хюгге»: уютно и светло. В кухне-гостиной висят картины Надежды — где-то работы «по номерам», где-то эксперименты с акрилом. Даже часы на стене с берегом моря — ее руками. У окна — рабочий стол и мольберт.
— Летом я пускаю Глеба во двор, он гуляет, а я приглядываю и немножко рисую, — делится героиня
Войдя в квартиру, Глеб следует инструкции: идет в ванную комнату, моет руки и только потом проходит на кухню. «Обе!» — весело кричит парень. Буква «д» потерялась, но мама понимает: сын проголодался. По просьбе он включает чайник, подходит к холодильнику и достает ингредиенты для бутерброда. Правда, намазать икру на хлеб сам не может. Над мелкой и крупной моторикой работа пока идет. Уже получается застегивать молнии и клёпки на одежде (пуговки он отрывал). Пытается освоить завязывание шнурков. Для этого мама купила ему специальный деревянный ботиночек.
Серьезная задержка развития, как считает, мама связана с приемом лекарств, помогающих бороться с эпилепсией.
-Все началось в 1,5 года, — вспоминает Надежда. — Случился первый приступ. Глеб просто стоял и смотрел в одну точку. Мы даже не поняли, что это было. Затем приступы изменились. Начались вздрагивания, после — падения с потерей сознания. Вся квартира у нас была застелена мягкими материалами. В два года удалось подобрать лекарства. Так он их и пьет 10 лет. Приступы остановились, но нам нужно продолжать пить таблетки, чтобы не было откатов в развитии.
Кроме того, из-за препаратов Глеб часто чувствует себя сонно. В коррекционной школе у него даже есть свой матрас и подушка. В любое нужное ему время, мальчик может поспать.
Серьезная задержка развития, как считает, мама связана с приемом лекарств, помогающих бороться с эпилепсией.
-Все началось в 1,5 года, — вспоминает Надежда. — Случился первый приступ. Глеб просто стоял и смотрел в одну точку. Мы даже не поняли, что это было. Затем приступы изменились. Начались вздрагивания, после — падения с потерей сознания. Вся квартира у нас была застелена мягкими материалами. В два года удалось подобрать лекарства. Так он их и пьет 10 лет. Приступы остановились, но нам нужно продолжать пить таблетки, чтобы не было откатов в развитии.
Кроме того, из-за препаратов Глеб часто чувствует себя сонно. В коррекционной школе у него даже есть свой матрас и подушка. В любое нужное ему время, мальчик может поспать.
— Сейчас справляться мне намного легче, чем раньше. Спасением стали курсы по поведенческой аналитике от школы «Я особенный»
У нас ушли истерики, раньше я не понимала, как нужно себя вести. Оказалось, банально надо сразу выслушать, согласиться, уделить внимание в момент просьбы. А когда ввели жетоны, Глеб с радостью стал делать все, что просят. С помощью них можно реально улучшить общение.
-Налаживание коммуникации сказалось на развитии?
-На удивление он начал больше говорить. Обычно были одни и те же слова. И то слогами — «Ма», «Па». Теперь он начал повторять за мной новые: «деревья» — «де». Иногда получается складывать слога. Когда он сказал «пока» и «спасибо», я удивилась! Прогресс хороший начался, только когда я подключилась полностью.
-На-на, — крепко держит меня за руку Глеб. Он увлеченно рассматривает монитор компьютера.
Парень, как уверенный пользователь, включает системный блок, а затем выбирает кнопочку браузера. Далее в закладках открывает ютуб. Алгоритм предлагает нам посмотреть серию «Мухтара». Глеб видел ее уже сотни раз и знает свои любимые моменты. Он включает разгар сюжета — на место преступления едет скорая с мигалками. Их звук парню очень нравится.
-Тю-тю! — искренне мурлычит Глеб и вопрошающе смотрит на меня, требуя немедленной реакции.
Затем он показывает два других фрагмента и вновь возвращается к скорой. Это повторяется пять раз.
-Ну, Глеб! Давай другое! — сводит брови Надежда.
Мальчик нажимает на соседнюю вкладку с пометкой «Документы». На экран выводится скан с официальным положением одного из городских органов власти. Глеб листает его и переводит восхищенный взгляд на нас.
-Он с детства обожает документы, — поясняет Надежда. — Никакие машинки ему не нужны. Герб, печать, текст — вот это да! А в Интернете он может найти еще сериал «Кухня» или новости. Ему будто нравится шум. Недавняя фишка — искать Ревдинскую больницу. Он может открыть и смотреть на фотографии здания. Такое началось после того, как мы сходили на прививку в больницу.
-Налаживание коммуникации сказалось на развитии?
-На удивление он начал больше говорить. Обычно были одни и те же слова. И то слогами — «Ма», «Па». Теперь он начал повторять за мной новые: «деревья» — «де». Иногда получается складывать слога. Когда он сказал «пока» и «спасибо», я удивилась! Прогресс хороший начался, только когда я подключилась полностью.
-На-на, — крепко держит меня за руку Глеб. Он увлеченно рассматривает монитор компьютера.
Парень, как уверенный пользователь, включает системный блок, а затем выбирает кнопочку браузера. Далее в закладках открывает ютуб. Алгоритм предлагает нам посмотреть серию «Мухтара». Глеб видел ее уже сотни раз и знает свои любимые моменты. Он включает разгар сюжета — на место преступления едет скорая с мигалками. Их звук парню очень нравится.
-Тю-тю! — искренне мурлычит Глеб и вопрошающе смотрит на меня, требуя немедленной реакции.
Затем он показывает два других фрагмента и вновь возвращается к скорой. Это повторяется пять раз.
-Ну, Глеб! Давай другое! — сводит брови Надежда.
Мальчик нажимает на соседнюю вкладку с пометкой «Документы». На экран выводится скан с официальным положением одного из городских органов власти. Глеб листает его и переводит восхищенный взгляд на нас.
-Он с детства обожает документы, — поясняет Надежда. — Никакие машинки ему не нужны. Герб, печать, текст — вот это да! А в Интернете он может найти еще сериал «Кухня» или новости. Ему будто нравится шум. Недавняя фишка — искать Ревдинскую больницу. Он может открыть и смотреть на фотографии здания. Такое началось после того, как мы сходили на прививку в больницу.
Кроме это, Глеба с детства завораживают магазины. Он может долго разглядывать полки. Особенно ему нравится бытовая химия. Известный порошок «Vanish» - предмет ранних детских обожаний. Такие же яркие эмоции какое-то время вызывал поход в церковь.
–Старший сын у вас нарушений не имеет. Как на вашу жизнь повлиял Глеб?
– Для меня это был большой стресс. Миллион вопросов: что да почему. Стеснение. Когда неловко от поведения ребенка. Сейчас, конечно, этого меньше, но все равно бывает. Раньше он гулял с Левой (сын на два года старше). Тот за ним присматривал. Сейчас он живет с отцом в другом городе. Глеба иногда отпускаю одного. Но над ним порой подшучивают. Я пыталась много раз объяснять другим детям, делать замечания.
–Как старший ребенок принимал Глеба?
–Я с ним много говорила, мы вместе путешествовали. Была, наверное, в чем-то строга. Конечно, у него оставалось чувство досады, что ему уделялось меньше внимания.
–Старший сын у вас нарушений не имеет. Как на вашу жизнь повлиял Глеб?
– Для меня это был большой стресс. Миллион вопросов: что да почему. Стеснение. Когда неловко от поведения ребенка. Сейчас, конечно, этого меньше, но все равно бывает. Раньше он гулял с Левой (сын на два года старше). Тот за ним присматривал. Сейчас он живет с отцом в другом городе. Глеба иногда отпускаю одного. Но над ним порой подшучивают. Я пыталась много раз объяснять другим детям, делать замечания.
–Как старший ребенок принимал Глеба?
–Я с ним много говорила, мы вместе путешествовали. Была, наверное, в чем-то строга. Конечно, у него оставалось чувство досады, что ему уделялось меньше внимания.
Но все равно он остается настоящим защитником брата, он сидел с Глебом всегда, когда было нужно. Лева за Глеба горой! Любит его несмотря ни на что
-В Ревде, насколько знаю, есть только коррекционная школа. До школьного периода как выкручивались?
-Ходили в обычный садик. Конечно, не без недопонимания с руководством. Но все-таки я добилась того, что дали тьютора. Тьютором была уборщица, но она хорошо помогала нам. Доводила до дома, занималась с Глебом в садике. Какое-то время она работала у нас няней, я отдавала ей почти всю зарплату. Тогда мы еще не знали про фонд, да и у фонда не было проекта «Няня». Зато у нас был центр помощи таким детям в Ревде. Сейчас его нет, и мы боремся, чтобы нам вернули центр обратно. Сейчас дошли до областного уровня.
-Что помогало вам выходить из стресса?
-Правильное мышление. В период тяжелого времени я окунулась в психологию. Прочитала книги, которые перевернули мое понимание, мои проблемы. Главная мысль, которая меня воодушевила: почему мы не можем также думать о хорошем, как думаем о плохом?! А еще вторая мысль: что нужно жить экологично. То есть не мешать чужим границам, уважать их. Я всегда была оптимистом, но все равно мыслила иначе, чем сейчас. Вдобавок прошла марафон по исполнению желаний. Все сбылось! Сейчас я стараюсь куда-то выбираться, находить новое для себя. К счастью, мои друзья меня в этом всегда поддерживают, они даже могут остаться с Глебом, если нужно, чтобы я успела позаниматься своими делами. Вообще все мое окружение — это главная поддержка и сила! Я очень благодарна, что такие люди есть в моей жизни.
-Ходили в обычный садик. Конечно, не без недопонимания с руководством. Но все-таки я добилась того, что дали тьютора. Тьютором была уборщица, но она хорошо помогала нам. Доводила до дома, занималась с Глебом в садике. Какое-то время она работала у нас няней, я отдавала ей почти всю зарплату. Тогда мы еще не знали про фонд, да и у фонда не было проекта «Няня». Зато у нас был центр помощи таким детям в Ревде. Сейчас его нет, и мы боремся, чтобы нам вернули центр обратно. Сейчас дошли до областного уровня.
-Что помогало вам выходить из стресса?
-Правильное мышление. В период тяжелого времени я окунулась в психологию. Прочитала книги, которые перевернули мое понимание, мои проблемы. Главная мысль, которая меня воодушевила: почему мы не можем также думать о хорошем, как думаем о плохом?! А еще вторая мысль: что нужно жить экологично. То есть не мешать чужим границам, уважать их. Я всегда была оптимистом, но все равно мыслила иначе, чем сейчас. Вдобавок прошла марафон по исполнению желаний. Все сбылось! Сейчас я стараюсь куда-то выбираться, находить новое для себя. К счастью, мои друзья меня в этом всегда поддерживают, они даже могут остаться с Глебом, если нужно, чтобы я успела позаниматься своими делами. Вообще все мое окружение — это главная поддержка и сила! Я очень благодарна, что такие люди есть в моей жизни.
Текст и фото: Галина Соловьева