Новости

Как сформировать ребёнку с РАС целостное восприятие?

Отвечает нейропсихолог фонда "Я особенный" Ольга Губина
Восприятие – это сложный процесс в сознании человека, который происходит при воздействии на органы чувств и позволяет целостно отразить образ предмета или явления.

У детей с РАС часто бывают проблемы с распознаванием главной и второстепенной информации, наблюдается фрагментарность восприятия (восприятие только части объекта или ситуации), замедленная обработка поступающей информации, гипер-чувствительность или гипо-чувствительность к разным стимулам.

Почему могут происходить «сбои» в восприятии?

Склонный к сенсорным перегрузкам ребёнок с РАС может «защищать» себя от переизбытка внешних стимулов. Например, так происходит, когда малыш использует периферическое восприятие и обрабатывает поступающую информацию косвенно, не сосредотачиваясь на ней, или использует только один канал восприятия (чаще всего зрение). При этом ребёнок игнорирует другие каналы восприятия, и возникает то самое ощущение, что ребёнок «ушёл в себя».

Для коррекции таких моментов и правильного развития восприятия без помощи взрослых ребёнку с РАС не обойтись.

Какие есть этапы в формировании восприятия?

Развитие восприятия начинается с первых дней жизни малыша. Часто разные типы восприятия развиваются у ребёнка параллельно.

В раннем возрасте появляется предметное восприятие, ребёнок учится различать форму, величину, цвета. Позже он продолжает осваивать эти понятия, а также начинает распознавать:

• Целое и части. Малыш учится отделять существенные и менее значимые признаки предмета, узнавать его или его изображение по этим признакам.

Картинку целиком. Ребёнок переходит от фрагментарного восприятия к выявлению сначала функциональных связей, а затем к пониманию более глубоких отношений между предметами или явлениями.

• Пространство. На втором году жизни ребёнок познаёт удаленность и местоположение предмета на основе мышечного чувства и зрительных ощущений (здесь также важно присутствие речи, поскольку, используя слова-предлоги и слова-направления, дети лучше осваивают пространственные координаты).

• Время. В младенчестве малыш привыкает просыпаться через 3 часа к моменту кормления. Такой условный рефлекс – одно из первых ощущений времени в жизни человека. Позднее, в дошкольном возрасте, дети ориентируются во времени на основе бытовых показателей. Так, если жизнь ребенка подчинена режиму, то к 3-4 годам он начинает различать время суток (утро, день, вечер, ночь). Вскоре к бытовым ориентирам присоединяются такие показатели, как светло/темно. В речи первым разделением временных категорий служат слова «сначала», «потом», «раньше», «позже».

Как «настроить» целостное и адекватное восприятие у ребёнка и сделать помощь более эффективной?

  1. Опираемся на стимулы, которые вызывают у ребёнка больше отклика: например, зрительные, слуховые или тактильные.
  2. Постепенно усложняем задания, нагружая другие анализаторы. Пример: сначала малыш учится соотносить предмет и изображение. Постепенно мы подключаем звуки, характерные для предмета или животного – то есть нагружаем слуховой анализатор. Можно начинать от обратного – сначала включить звук, затем попросить ребёнка определить и показать предмет, издающий такие звуки, или его изображение. Усложнять можно и сам объект, представив его несколькими картинки: в виде разрезного снимка, контура, тени, перечёркнутого изображения, части предмета, по которой нужно понять, что это и т.п. Звуки можно не только слушать, но и пытаться определить и показать предмет или его изображение, для которого характерен этот звук.
  3. Отлично помогает развивать целостное восприятие организованная прогулка, во время которой вы с ребёнком наблюдаете за окружающей средой и явлениями природы, исследуете свойства окружающего мира с помощью зрения, слуха, обоняния, тактильных ощущений, а иногда и вкуса.
  4. Хорошо влияют на восприятие ребёнка танцевальные и пальчиковые упражнения под песенки, инсценировка сказок-шумелок, занятия в сенсорной комнате и т.п.

Используйте фантазию и опирайтесь на то, что нравится малышу! При этом, старайтесь не допускать переутомления ребенка во время занятий. Наблюдайте за его состоянием, вовремя переключая малыша на приятную деятельность (сенсорные игры с водой, песком, крупами, тестом для лепки, двигательные, танцевальные или вестибулярные игры и т.п.) – то, что помогает снижению психоэмоционального напряжения. Также учитывайте, что ребёнок с РАС может негативно отнестись к изменениям. Усложнения задания или игры – в принципе любые нововведения должны быть минимальными, чтобы малыш не испытывал дискомфорт.

Описанные активности и упражнения помогают развить нужное восприятие у ребёнка с РАС, постепенно перевести его от фрагментарного восприятия к осмысленному категориальному осознанию вещей, ситуаций, явлений в пространстве и времени, помогают формировать причинно-следственные связи.

#колонка_нейропсихолога #рас #аутизм #аутизмнеприговор #овз #инвалидность

Made on
Tilda