Стимы или стимминг - это повторяющиеся действия, которые человек совершает, чтобы успокоиться. Такое поведение часто встречается среди обычных людей. Так, стимом может быть щёлкание ручкой или накручивание волос на палец.
Особую роль самостимуляция играет в жизни детей с аутизмом, просто у них стимы бывают более необычными. Иногда повод для стима - дискомфорт, вызванный неудобной обстановкой, иногда это скука и желание отвлечься или напротив - возбуждение и радость.
Какие бывают стимы?
Стимы каждого человека индивидуальны, но условно их можно разбить на семь групп:
Аудиальные: прослушивание звуков или мелодий на повторе, издавание собственных звуков - рычание, мычание, крики
Тактильные: прикосновение к предметам, прикладывание их к щекам, лбу или другим частям тела, облизывание чего-либо, жевание
Визуальные: наблюдение за светом, бегущей водой, за крутящимся спиннером, хлопание глазами и так далее
Проприоцептивные: стремление почувствовать давление и тяжесть на теле - укутывание в тяжелые одеяла или пальто, крепкие объятия, попытки "зарыться" в подушку или спрятаться за кресло
Вестибулярные: движение в пространстве - лазание по мебели и турникам, бег по лестнице вверх-вниз, прыжки и кружение на месте, раскачивание, мотание головой
Обонятельные: нюхание предметов, поиск определенных ароматов и запахов
Комбинированные: воздействие на несколько систем одновременно, например, человек может хлопать в ладоши, щёлкать пальцами, вращать руками перед глазами
Что делать со стимами?
Как правило - принять и поддержать. Безобидные стимы улучшают настроение, успокаивают, помогают сконцентрироваться. Их подавление напротив повышает утомляемость, раздражительность, приводит к накоплению стресса - это чревато проблемами с психическим самочувствием.
Но иногда стим может представлять опасность для здоровья ребёнка - например, облизывание предметов, самоповреждения - или приносить дискомфорт окружающим - крик.
Важно!
Сделать безопасные стимы доступными - для этого можно носить с собой подходящие предметы: игрушки-фиджеты (антистрессы), мягкие шарики, ароматические подушечки и т.п. Для стимов, которые мы хотим уменьшить, стараемся сократить ситуации, вызывающие потребность в стиме, ищем способ избежать или заменить их на приемлемую альтернативу.
Учитывайте соотношение пользы и вреда стима и влияние ограничивающих мер - не вызовут ли они стресс сами по себе? И конечно, будьте внимательны к своему ребёнку. Так вы поможете ему лучше понимать себя и подружиться со своими стимами.
Больше о поведении, стимах и других особенностях у детей, о том, как развивать и обучать детей с ОВЗ, мы рассказываем на курсах с практикой для родителей и педагогов в онлайн-школе "Я особенный"!
Старт курсов 10 июля. Записывайтесь и уточняйте подробности по ссылке: https://yaosobenniy.su/abba
Особую роль самостимуляция играет в жизни детей с аутизмом, просто у них стимы бывают более необычными. Иногда повод для стима - дискомфорт, вызванный неудобной обстановкой, иногда это скука и желание отвлечься или напротив - возбуждение и радость.
Какие бывают стимы?
Стимы каждого человека индивидуальны, но условно их можно разбить на семь групп:
Аудиальные: прослушивание звуков или мелодий на повторе, издавание собственных звуков - рычание, мычание, крики
Тактильные: прикосновение к предметам, прикладывание их к щекам, лбу или другим частям тела, облизывание чего-либо, жевание
Визуальные: наблюдение за светом, бегущей водой, за крутящимся спиннером, хлопание глазами и так далее
Проприоцептивные: стремление почувствовать давление и тяжесть на теле - укутывание в тяжелые одеяла или пальто, крепкие объятия, попытки "зарыться" в подушку или спрятаться за кресло
Вестибулярные: движение в пространстве - лазание по мебели и турникам, бег по лестнице вверх-вниз, прыжки и кружение на месте, раскачивание, мотание головой
Обонятельные: нюхание предметов, поиск определенных ароматов и запахов
Комбинированные: воздействие на несколько систем одновременно, например, человек может хлопать в ладоши, щёлкать пальцами, вращать руками перед глазами
Что делать со стимами?
Как правило - принять и поддержать. Безобидные стимы улучшают настроение, успокаивают, помогают сконцентрироваться. Их подавление напротив повышает утомляемость, раздражительность, приводит к накоплению стресса - это чревато проблемами с психическим самочувствием.
Но иногда стим может представлять опасность для здоровья ребёнка - например, облизывание предметов, самоповреждения - или приносить дискомфорт окружающим - крик.
Важно!
Сделать безопасные стимы доступными - для этого можно носить с собой подходящие предметы: игрушки-фиджеты (антистрессы), мягкие шарики, ароматические подушечки и т.п. Для стимов, которые мы хотим уменьшить, стараемся сократить ситуации, вызывающие потребность в стиме, ищем способ избежать или заменить их на приемлемую альтернативу.
Учитывайте соотношение пользы и вреда стима и влияние ограничивающих мер - не вызовут ли они стресс сами по себе? И конечно, будьте внимательны к своему ребёнку. Так вы поможете ему лучше понимать себя и подружиться со своими стимами.
Больше о поведении, стимах и других особенностях у детей, о том, как развивать и обучать детей с ОВЗ, мы рассказываем на курсах с практикой для родителей и педагогов в онлайн-школе "Я особенный"!
Старт курсов 10 июля. Записывайтесь и уточняйте подробности по ссылке: https://yaosobenniy.su/abba