x
телефон горячей линии
8 (343) 271 04 20

Ресурсный класс


Цель проекта:

Создание и апробация модели качественного психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом (расстройствами аутистического спектра) и их семей на территории Свердловской области.

Актуальность:

С первого сентября 2016 года во всех школах РФ внедряются Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и интеллектуальными нарушениями.

Дети с ОВЗ получат возможность обучаться совместно с другими детьми.

Наиболее сложной категорией детей для включения в образовательный процесс остается группа детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). ЭТО БОЛЕЕ 1% ВСЕХ ДЕТЕЙ. При правильно организованном и своевременно начатом образовательном маршруте ДО 60% ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА МОГУТ БЫТЬ ВОЗВРАЩЕНЫ В НОРМАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ВПОСЛЕДСТВИИ ВЕСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ. В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ БОЛЬШИНСТВО ИЗ НИХ ОЖИДАЕТ ГЛУБОКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ. Для разработки и апробации моделей сопровождения этих детей в Екатеринбургской школе № 4, реализующей адаптированные образовательные программы, планируется создание «Ресурсного класса» для детей с аутизмом (РАС). Для этого необходимо подготовить помещение, расширить штат, разработать локальные акты, приобрести необходимое оборудование, дополнительно подготовить педагогов по программам повышения квалификации по особенностям работы с детьми с аутизмом (РАС).

Наличие проблемы:

В настоящее время дети с аутизмом (РАС), посещающие образовательные организации, даже специальные (коррекционные), являются, как правило, пассивными участниками образовательного процесса. Дети с РАС не получают адекватной образовательной и воспитательной поддержки, в связи с особенностями поведения детей с РАС; недостатком знаний у педагогов об особенностях работы с данной категорией детей, недостатком доступных методик для обучения данной категории детей. Государственные программы подготовки педагогов решительно не успевают за ошеломительным ростом детей, имеющих аутистические расстройства поведения.

Предложение:

В ходе проекта решаются следующие задачи:

1. Подготовка изменений во внутренней среде образовательной организации для внедрения проекта.

2. Разработка локальных актов для организации работы ресурсного класса.

3. Подбор и обучение кадров для работы в ресурсном классе.

4. Ремонт кабинета для организации ресурсного класса.

5. Приобретение оборудования для оформления сенсорной зоны (создание образовательной среды для ребенка с РАС).

6. Разработка модели сопровождения обучающегося с РАС.

7. Разработка индивидуальных программ сопровождения учеников ресурсного класса.

8. Реализация индивидуальных программ группой специалистов в условиях обучения в классе и в ресурсной зоне.

9. Корректировка (при необходимости) модели сопровождения детей с РАС.

10. Распространение опыта работы на другие образовательные организации Свердловской области через обучающие семинары, тренинги, конференции (не менее 6 мероприятий каждый учебный год).

11. Научно-методическое сопровождение работы Ресурсных классов в других школах Свердловской области (организация работы постоянно действующего методического объединения).

Этапы проекта:

1 этап — 01.01.2016 г. — 31.08.2016 г. — организационный (подготовка программно-планирующей документации, подбор и подготовка кадров, подготовка кабинета для ресурсной зоны, приобретение оборудования).

2 этап — 01.09.2016 г. — 31.08.2017 г. — отработка модели «Ресурсный класс».

3 этап — 01.09.2017 г. — 31.08.2019 г. — распространение модели на другие образовательные организации Свердловской области, научно-методическое сопровождение деятельности других организаций.

На базе ГКОУ «Екатеринбургская школа № 4» проект будет продолжаться.

Результаты проекта:

Дети с расстройствами аутистического спектра будут успешно включены в образовательный процесс, будут получать помощь с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей и способностей.

1. Расширение спектра услуг, предлагаемых детям с РАС и их семьям в Свердловской области (появление на сайтах образовательных организаций информации о работе с детьми с РАС).

2. Включение всех детей с РАС в образовательный процесс в условиях школы, а не только обучения на дому.

3. Увеличение количества учебных дней, в которые дети с РАС посещают школу, а не находятся дома (ведение графиков посещаемости).

4. Возможность перевода детей с РАС с адаптированных основных общеобразовательных программ на основной вариант обучения при оказании им адекватной помощи, применении методов обучения, способствующих раскрытию их потенциала.

5. Распространение модели на другие образовательные организации Свердловской области (не менее 10 школ до 2018 года).

Будущее проекта:

После отработки модели «Ресурсный класс» проект продолжит работу с целью сопровождения детей с РАС. На базе школы номер 4 будет создана областная стажировочная площадка по организации работы с детьми с РАС на территории Свердловской области.

Помочь проекту