x
телефон горячей линии
8 (343) 271 04 20
2 сентября 2021, 10:55

Тьюторы: путь к знаниям для особенных детей

В конце августа и в начале сентября чаты для мам особенных детей просто кипят. Родители ищут для своего ребенка индивидуального сопровождающего - тьютора. Для того, чтобы дети с психическими нарушениями могли посещать школу или детский сад и пользоваться своим законным правом на образование, многим из них необходимо сопровождение. Тьютор - малоизвестная, но очень востребованная профессия. Детей с особенностями много, только в Свердловской области для них не хватает нескольких тысяч специалистов.

Для чего нужны тьюторы? Ребенку с ментальными нарушениями требуется больше сил и времени, чтобы справиться с заданиями и научиться взаимодействию в коллективе. У детей с расстройствами аутистического спектра  (РАС), плюс к этому, в стрессовых ситуациях возможны сенсорные перегрузки, затяжные истерики, откровенно агрессивное поведение, которое опасно для самого ребенка или для окружающих. Сотрудники фонда помощи детям с аутизмом «Я особенный» регулярно сталкиваются с такими ситуациями. Увы, типичные случаи: девочка с РАС пришла из школы без передних зубов – что там произошло, осталось загадкой; первоклассник с аутизмом и с большими способностями к математике чуть не выпал из окна пятого этажа школы; ребенок в школе отравился чернилами из гелевой ручки... Даже самый лучший педагог не сможет справиться одновременно с несколькими такими детьми в классе. Но столь вопиющие случаи не происходили бы, если бы тьютор сопровождал каждого нуждающегося в этом особенного ребенка.

Не все уверены, что обществу необходимо вкладываться в развитие детей с аутизмом и другими психическими проблемами. Но на самом деле эти затраты окупаются с лихвой. Вырастет вполне трудоспособный, самостоятельный, социализированный человек, а не вечный обитатель психоневрологического интерната. Содержание одного инвалида в ПНИ обходится государству примерно в 200 тысяч рублей в месяц, хотя при должной адаптации в детстве большинство людей с особенностями могли бы работать и приносить пользу. Это важно и для самого ребенка, и для его семьи, и для общества в целом.

Светлана Шаклеина, тьютор фонда «Я особенный»:

«По образованию я специальный психолог, закончила УрГПУ. Тьютором стала, когда училась на третьем курсе. Прошла обучение по профессии, работаю уже четвертый год.

Сейчас мой подопечный – девятилетний мальчик с аутизмом. Он может убегать, если его что-то заинтересует, например, любит кататься в лифтах. Часто отвлекался на занятиях, не мог сосредоточиться – сейчас с этим стало получше. Ему трудно инициировать контакт с детьми. Понятно, ему нужно немного другое обучение, не как обычному ребенку. Есть сложности с памятью, с пересказами, с воспроизведением текстов.

Мои обязанности как тьютора –  сопровождать ребенка в школе, следить за его поведением. Вместе с куратором мы все это анализируем и пишем программу работы.

За год занятий мой подопечный достиг определенных успехов. Перестал толкаться на уроках физкультуры. Научился имитировать движения других детей, например, делать зарядку вместе со всеми. Стал более внимательным на уроках. Если случаются какие-то неудачи, например, в играх, стал реагировать на это гораздо спокойнее. Постепенно ведем ребенка к самостоятельности, чтобы он мог адекватно общаться и учиться без постоянного сопровождения.

Обычно работу тьютора или полностью оплачивают родители, или плюсом к этому есть очень маленькая ставка в школе. Сейчас основную часть заработка я получаю в фонде «Я особенный», а родители добавляют небольшую часть.

Я люблю свою работу. Дети – просто солнышки! Например, мой подопечный сочиняет сказки. Мальчик, которого я сопровождала до этого, снимал мультфильмы - просто записывал на видео движения своей руки, и получалось потрясающе! Конечно, дети в начале знакомства испытывают тебя, смотрят, как далеко могут зайти – это интересно. А потом привыкаем друг к другу. Когда у ребенка что-то начинает получаться – это счастье, стимул двигаться дальше. Например, я просто прослезилась, когда мой подопечный полгода не мог научиться считать, а потом стал решать примеры. Профессия тьютора очень подошла бы человеку, который любит детей, готов принимать их такими как есть.»

Юлия Кабакова, мама девятилетнего мальчика с расстройством аутистического спектра:

«До школы мой сын занимался в платном центре для особых детей, там была подготовка к школе. Ее вела педагог со стажем, я предложила ей поработать у нас тьютором в первом классе. И вот уже в третий класс снова пойдем с ней. Результат очень заметен - с ней сын работает на уроке, а не просто отсиживает. Огромная благодарность фонду за то, что помогает оплачивать услуги нашего тьютора.»

Екатерина Белкина, руководитель проекта «Тьюторство» в фонде «Я особенный»:

«Чаще тьюторов ищут для школьников с особенностями – специалист работает только во время учебы, в первой половине дня. Основную долю затрат родителей на тьютора для особенного ребенка, около 15 000 рублей, покрывает фонд. Это делается через систему ИППСУ (Индивидуальных программ предоставления социальных услуг) – за счет бюджета. Небольшую, уже посильную часть оплаты родители покрывают сами. Чаще всего тьюторами становятся  учителя-пенсионеры или студенты педагогических вузов. Этих специалистов катастрофически не хватает. Мамы ищут их через сайты объявлений, через знакомых, приглашают уже известных им педагогов. Найти тьютора непросто, но кто хочет – находит.»

Анастасия Исайкина, руководитель Школы «Я особенный»:

«Стать тьютором можно, закончив наши курсы «Супер-тьютор». Занятия длятся 3 месяца – 100 академических часов. На этих курсах изучают основы прикладного анализа поведения – техники управления поведением ребенка. Помимо знакомства с теорией необходимо выполнить практические задания. Только так можно получить сертификат, который дает право работать по профессии. Стоимость курсов – 25 000 рублей, возможна оплата в рассрочку. Для мам Свердловской области с ИППСУ на ребенка-инвалида цена значительно ниже - 9 000 рублей.

Чаще всего занимаются родители, которые хотят сопровождать своего ребенка с особенностями. Но иногда приходят и специалисты. Люди с педагогическим образованием получают квалификацию тьютора, они могут разрабатывать и курировать индивидуальные образовательные программы для детей. Если базового педагогического образования нет, специалист получает статус сопровождающего для ребенка – может находиться с ним в школе или в детском саду, следить за его поведением.»

Александрина Хаитова, президент фонда «Я особенный»:

«31 августа состоялась наша встреча с представителями Министерства образования и молодежной политики Свердловской области.  Речь шла о тьюторском сопровождении для детей с ментальными и психическими нарушениями. Со стороны министерства участвовали первый заместитель министра Нина Викторовна Журавлева и начальник Отдела образования детей с особыми образовательными потребностями Светлана Витальевна Блаженкова.

Мы обсуждали, как организовать тьюторское сопровождение, используя уже имеющиеся ресурсы. Фонд предложил проверенную схему – оплату труда тьюторов через ИППСУ, чтобы уже сейчас все заинтересованные родители могли получить специалистов. Мы готовим обращение в Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, чтобы они рассмотрели этот вопрос вместе с региональным Министерством социальной политики. Это сделает возможным индивидуальный подход к каждому ребенку, создание особой среды для образования и развития каждого.»

Подпишитесь на наши соцсети:

https://www.instagram.com/yaosobenniy_fond/

https://www.facebook.com/groups/fund.Ispecial

https://vk.com/yaosobenniy_fond




Благотворительный взнос

Вы можете сделать пожертвование, выполнив перевод на расчетный счёт нашей организации с помощью пластиковых карт Visa, MasterCard, электронных кошельков или платежных систем.

Подробнее о способах оплаты »
Сумма:
Комментарий: