x
телефон горячей линии
8 (343) 271 04 20
8 мая 2018, 12:00

На Урале родителям детей с аутизмом рассказали о прикладном анализе поведения

БФ "Я особенный", АНО "Спектрум - М" и неформальное объединение лучших российских и международных специалистов в области прикладного анализа поведения "Академия Образования Родителей" провели цикл бесплатных интерактивных обучающих занятий для родителей детей с аутизмом. Специалисты Академии рассказали о прикладном анализе поведения ребенка и пояснили, почему этот подход эффективен для формирования у детей социально-бытовых и учебных навыков.

Для того, чтобы попасть на лекцию, мамам и папам не нужно было никуда ехать. Посмотреть обращение профессионалов можно было дома, на работе или в дороге - достаточно перейти по ссылке с компьютера, планшета или смартфона.

Многие родители впервые услышали про прикладной анализ поведения от Благотворительного фонда “Я особенный”, несмотря на то, что первые специалисты по этой теме появились в России в начале 2000-х годов. Подход за короткое время доказал свою эффективность - многие мамы и папы заметили явные улучшения в том, как ведут себя дети с аутизмом при своевременной коррекции. Малыши становятся спокойнее, учатся себя контролировать и формируют у себя полезные привычки.

На вебинарах родители узнали основные методики прикладного анализа, научились правильно поощрять и наказывать ребенка, а также создавать дома рабочую обстановку. Кроме того, им рассказали, как правильно реагировать на детские истерики, что делать если ребенок плачет, как приучить малыша к туалету дома и школе, а также как эффективно обучать его новым навыкам. Для родителей, которые совсем недавно столкнулись с особенностями развития ребенка, эта информация - настоящий клад.

На лекции преподаватели использовали жизненные примеры и фрагменты из фильмов - это помогло родителям наглядно понять, как меняется поведение детей и какие “рецепты” можно для этого применять. Важно, что мамы и папы увидели сколько людей пришло на вебинар, и поняли, что они не одни. У родителей не всегда хватает знаний для того чтобы эффективно воспитывать ребенка, особенно, если у него есть особенности развития, так что такие проекты просто незаменимы.

Вебинары уже посмотрели 500 родителей и 400 специалистов, поэтому теперь уровень подготовки по прикладному анализу поведения в Свердловской области стал выше. А если вы не успели посмотреть вебинар в прямом эфире, вы можете изучить презентации или видео, а также напрямую обратиться к специалистам, которые готовы поделиться с мамами и папами своими знаниями.

Вот, что пишут о себе сами специалисты: 

Ольга Шаповалова 

Я, Ольга Шаповалова, поведенческий аналитик международной сертификации со стажем больше 15 лет. В настоящее время моим основным направлением деятельности является обучение родителей и специалистов законам поведения. Я так же являюсь основателем и руководителем Академии Образования Родителей www.parent-academy.com.  Академии предлагает широкий спектр образовательных услуг для родителей и специалистов, которые воспитывают и/или работают с детьми с особенностями развития.

Я  лично благодарю Фонд "Я особенный" за предоставленную возможность преподавателям Академии принять участие в проекте, цель которого -  распространение информации о прикладном анализе поведения в работе по коррекции поведения, и при обучении детей с особенностями развития. Надеюсь, что наши вебинары помогут многим разобраться, что же такое прикладной анализ поведения и самим поверить, что есть возможность изменить жизнь к лучшему. Вебинары рассказывали с разных сторон о прикладном анализе поведения, как об  эффективном подходе для формирования социально-бытовых и учебных навыков у детей с особенностями развития, включая детей с диагнозом аутизм. 

Академия Образования Родителей была приглашена Благотворительным фондом помощи детям-инвалидам с аутизмом и с генетическими нарушениями «Я ОСОБЕННЫЙ» для проведения вебинаров для специалистов и родителей Свердловской области. Вебинары - это новый и быстро распространяющийся формат обучения, который заключается в том, что участники собираются он-лайл для встречи с преподавателем, слушают лекцию и обсуждают интересующую тему. Все участники находятся в комфортных условиях: или дома у компьютера, или в дороге с телефона. Такой формат помогает охватить как можно больше людей, в данном случае желающих получить информацию о том, как воспитывать и обучать детей с диагнозом аутизм и другими особенностями в развитии. 

В настояшее время все больше и больше появляется детей с расстройствами аутистического спектра и другими проблемами, влияющими на их развитие. Это происходит не только в одной отдельно взятой области, но по всему миру. Родители и специалисты часто стоят перед сложной задачей, которую не в силах решить традиционными методами. Привычные методы и техники обучения и воспитания, которые прекрасно работают с типично-развивающимися детьми, не срабатывают, когда у ребенка идет отставание в развитии или есть особенности в развития. Нужно обращать взоры к новому, что будет работать. Этим новым и эффективным подходом можно с уверенностью назвать прикладной анализ поведения. 

Первые специалисты прикладного анализа поведения появились в России в начале 2000-х годов. С тех пор их количество выросло, но все равно специалистов не хватает для того, чтобы помочь всем нуждающимся. Многие в России до сих пор не слышали ничего про этот новый подход, но есть уже и такие, кто решительно против него. За довольно короткое время прикладной анализ поведения доказал свою эффетивность в работе по коррекции нежелательного поведения и в организации обучающей деятельности у людей с особенностями развития.

Перед Академией стояла задача в первую очередь донести до максимального количества родителей и специалистов Свердловской области информацию об эффективности  прикладного анализа поведения. Во время вебинаров преподаватели Академии акцентировали внимание участников на то, как важно серьезно учиться прикладному анализу поведения, что это не набор методов, которые можно освоитьпрослушав лекции. Вся работа должна проходить индивидуально с каждым, чье поведение мы меняем, что нет готовых решений и общих рекомендаций. Преподаватели использовали жизненные примеры и фрагменты из фильмов, чтобы наглядно показать, как именно происходит работа по изменению поведения, они делились своими знаниями с участниками и отвечали на вопросы.

Вот наши темы:

Ольга Шаповалова:  “Что такое ава; мифы вокруг ава”  “Подготовка индивидуальной программы” “Методики прикладного анализа поведения для эффективного обучения новым навыкам” “Работа с персоналом и родителями; как создать эффективно-работающую команду” “Этика в работе специалиста прикладного анализа поведения” “Поощрение и наказание” “Создание рабочей обстановки” “Почему родители реагируют на истерику ребенка так, как они реагируют?” “Если мы можем научить ребенка чему-то одному, то что это будет?” “Ошибки, которые можно избежать”

Александра Ханьжина: “Речь, общение и ава или как научить ребенка общаться!” “Запуск речи”

Олеся Филюк:  “Привередливый едок”

Надежда Белоглазова : «Ребенок все делает назло или зачем ребенку истерики» “Навыки безопасности для детей и родителей” “Зачем плохое поведение ребенку, и что мы можем сделать, чтобы оно не началось”  “Туалет дома и в школе”

Кира Соломатова:  “Важность индивидуального подбора методик для работы с поведением на примере одной из методик: социальная история” “Новый взгляд на похвалу” “Методика активного слушания” “Играем или учимся?”

Жанна Хатунцева:  «Как подготовить ребёнка с особенностями к школе и как школу подготовить к ребёнку» "Плохое-хорошее поведение, как перевесить чашу весов!” “Визуальная поддержка на каждый день!” "Подсказки, первая ступень к навыкам" ""Сенсорика", как цель поведения” 

Игорь Савченко:  “Почему так трудно учить и воспитывать детей с рас традиционными методами педагогики и психологии? И почему с этим успешнее справляется прикладной анализ поведения?” “Как реагировать на агрессивное поведение ребенка?” “Как поддерживать дисциплинированное поведение ребенка в школе?” “Особенности организации инклюзивного образования для детей с РАС” “Специфические проблемы подростков с РАС и их решение с помощью прикладного анализа поведения”

Гузель Комлева: “Мотивация – залог успеха обучения: пример работы с ребенком” “Что может повлиять на готовность ребенка к обучению?”  «Памятка для родителей. На что ориентироваться в работе с ребенком» «Что же такое поведение? Давайте разбираться.»

Татьяна Шевцова:  “Программа работы с поведением: с чего начать?!” “Развитие коммуникации: способы и методики прикладного анализа поведения нежелательное поведение” “Отказ от туалета; как подобрать туалетный тренинг” “Подготовка к школе” “Что можно делать, чтобы нежелательное поведение не происходило” “Агрессия и самоагрессия у детей с особенностями развития” “Сила мотивации” “Что делать, когда ребенок в истерике?” “Ритуалы и другие повторяющиеся действия ребенка” “План работы всегда индивидуален; конкретный пример разработки плана на основе функционального анализа” “Новое поведение навсегда! Как сделать так, чтобы поведение происходило везде и всегда?!” "Как обучать новым навыкам?” “Как правильно закреплять желательное поведение и всегда ли его нужно поощрять?” “Почему ребенок плохо себя ведет в школе?”

Все преподаватели успешно прошли курс подготовки и в настоящий момент преподают в Академии и практикуют, как поведенческие аналитики. Более подробную информацию о каждом вы можете найти на сайте https://yaosobenniy.online/. Больше про работу Академии вы можете узнать на сайте www.parent-academy.com.


Савченко Игорь Анатольевич – 

психолог, кандидат психологических наук. Закончил сертифицированный дистанционный курс по Прикладному анализу поведения Ольги Шаповаловой, прошел профессиональную переподготовку по программе «Прикладной анализ поведения» в Московском институте психоанализа. Пять лет руководил Центром психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков Департамента образования города Москвы для детей с РАС. В рамках совместного проекта Академии образования родителей и Фонда "Я особенный", реализуемого в Свердловской области, провел вебинары «Особенности организации инклюзивного образования для детей с РАС», «Специфические проблемы подростков с РАС и их решение с помощью прикладного анализа поведения», «Как реагировать на агрессивное поведение ребенка?», «Как поддерживать дисциплинированное поведение ребенка в школе?». В ходе вебинаров старался познакомить педагогов и родителей детей с нарушениями в развитии аутистического спектра с самыми современными подходами к пониманию закономерностей поведения детей с РАС, с наиболее эффективными методиками коррекции нежелательного поведения и обучения новым навыкам. Формат вебинара сложен для докладчика, поскольку не видно лиц слушателей и периодически возникает беспокойство – интересно ли то, что я говорю, понятно ли тем, кто находится «по ту сторону экрана»? Реплики участников, их вопросы и комментарии были настоящим «бальзамом для души», успокаивали, воодушевляли на дальнейшую работу. За два часа встречи удается довольно полно раскрыть тему, поэтому, я уверен, что слушатели смогут успешно использовать в своей жизни и педагогической работе полученные знания. Тем более, что организаторы предоставляют возможность желающим посмотреть заинтересовавший их вебинар столько раз, сколько потребуется.


Шевцова Татьяна Николаевна 

Меня зовут Татьяна Шевцова. В 1997 году я закончила факультет иностранных языков в Брянском Гос.Университете. Проработала 16 лет на кафедре иностранных языков в Брянском Техническом Университете. Я всегда хотела быть эффективным родителем для своего сына, поэтому интересовалась различными методиками. В 2012 году познакомилась с Ольгой Шаповаловой и пошла к ней учиться на первый поток сертифицированного курса подготовки специалистов прикладного анализа поведения. Эта встреча и обучение в новом для меня направлении сильно изменили мою жизнь. Сейчас я плотно занимаюсь поведенческим анализом: работаю с детьми очно, веду родительские группы, провожу вебинары, обучаю терапистов, курирую дистанционных клиентов. Я провела достаточно большой цикл вебинаров на разные темы для родителей и специалистов Свердловской области. Я стремилась поделиться своими знаниями и опытом. Надеюсь, у меня получилось поддержать и направить слушателей на дальнейшее обучение и развитие в этой области, научить их анализировать факторы окружающей среды и видеть взаимосвязь между поведением и внешним миром. А главное, мне хотелось показать, что все поведенческие проблемы решаемы, все, что делают наши дети, научено, а, соответственно, в случае необходимости, может быть и переучено. Была рада поработать с вами и для вас. До новых встреч!


Хатунцева Жанна Николаевна


Около 7-ми лет назад я узнала о Поведенческом анализе, это была информация на иностранном форуме. В то время в России только появлялось понимание АВА, и это казалось чем-то нереальным и волшебным. Почему волшебным? Потому что уже после первого тренинга у Ольги Шаповаловой я стала получать результаты своей работы и Поведенческий анализ плотно вошел в мою жизнь и перерос в профессиональную деятельность. И, вспоминая те времена, тем более приятно участвовать в проектах, которые осуществляет фонд "Я особенный", потому что Поведенческий анализ стал доступнее для специалистов и самое главное, для родителей особенных детей! Это очень нужно и очень важно! В поведенческом Анализе множество тем, методик и законов. В этом образовательном проекте я читала несколько вебинаров, посвященных моим любимым темам: сенсорной дезинтеграции и всевозможной визуальной поддержке. Надеюсь, что мои вебинары были полезны для слушателей!


Филюк Олеся, г. Киев - 


преподаватель Академии образования для родителей. В своей работе я очень часто видела насколько актуальна для многих семей проблема избирательности в еде у их детей. Поэтому я подготовила вебинар именно на тему пищевых проблем у детей с аутизмом. Я надеюсь, что прослушав вебинар, родители смогут найти для себя новые идеи или новые полезные направления для работы.


Комлева Гузель Сагадатовна


Меня зовут Комлева Гузель, я преподаватель Академии Образования Родителей. Окончила в 2013 году  Сертифицированный дистанционный курс по Прикладному Анализу Поведения Ольги Шаповаловой, нашего руководителя Академии Образования Родителей. Но в первую очередь  я – родитель, и изучать Прикладной Анализ стала не случайно, а по необходимости. Чему очень рада. Совместный Проект фонда «Я особенный» и Организации «Спектрум-М», созданный с целью: 1) просвещения специалистов, работающих с детьми, имеющих различные нарушения в развитии, и 2) оказания помощи родителям, воспитывающих детей с различными потребностями в обучении и воспитания, путем проведения серии просветительский вебинаров, выполнил в этом направлении мощную работу. Преподавательский состав Академии Образования Родителей, под руководством Ольги Шаповаловой, внес свой вклад в этот необходимый и своевременный проект, приложив все свои ресурсы. Это значимая, ценная работа в рамках проекта, проводником которой была Академия Образования Родителей, покрыла дефицит, пробел в теме абилитации детей с различными потребностями в обучении и воспитании, а также в психологической поддержке окружения этих детей, а именно родителей, членов семьи и, конечно, специалистов.


Белоглазова Надежда Александровна 


Я живу в Екатеринбурге, работаю в Академии Образования Родителей, а также в центре АВА-терапии «ПАРУС». В 2016 году я закончила курс Ольги Шаповаловой на уровень ВСаВА, в течение двух лет занимаюсь прикладным анализом поведения. Приоритетное направление моей деятельности - работа со сложным нежелательным поведением с помощью функционального анализа этого поведения, в том числе с туалетной проблемой и другими.  В ходе проекта я провела вебинары на четыре темы: 1 Ребенок все делает назло или зачем ребенку истерики; 2 Зачем плохое поведение ребенку, и что мы можем сделать, чтобы оно не началось; 3 Туалет дома и в школе; 4 Навыки безопасности для детей и родителей. В своих вебинарах я рассказывала, в частности, как проводится функциональный анализ поведения, насколько важно проанализировать правильно и учесть в работе все детали для успешной работы с поведением. Что небрежная работа по готовым протоколам без учета стимулов может сделать гораздо хуже, чем было. Что популярный совет игнорировать нежелательное поведение может привести к очень опасным последствиям. Для меня выступление в формате вебинаров было достаточно новым, интересным и вдохновляющим опытом! До этого я выступала на конференциях, но там было проще - сразу видна обратная связь. На вебинаре необычное ощущение - видеть только себя и разговаривать с аудиторией, которую не видно и не слышно, не видно реакции, можно только прочесть ее в чате. Спасибо всем слушателям за активное и позитивное участие, оно очень поощряло и ободряло. Я рада, что удалось в ходе вебинаров поделиться важной информацией, надеюсь, она поможет педагогам и родителям лучше понимать, почему ребенок может показывать нежелательное поведение, что всегда есть причина, есть цель. И, главное, на чем хочу сфокусироваться напоследок - все индивидуально и важны детали.


Кира Соломатова


Проект в Свердловской области был для меня очень интересным и сложным одновременно. Хотелось подготовить материалы так, чтобы слушатели могли сразу использовать, то что узнали и применять сразу на практике. При этом очень важно было не дать готовых решений и рассказать, как важно работать с каждым случаем индивидуально. Я очень благодарна всем слушателям за активное участие, и за то что они взяли на себя риск писать, делиться и комментировать.


Видео вебинаров в настоящий момент обрабатывается, записи будут размещены в разделе нашего сайта:

http://yaosobenniy.ru/jekspertnii-sovet/resursnii-klass-obuchenie-specialistov