x
телефон горячей линии
8 (343) 271 04 20
24 сентября 2015, 12:00

Я.И. Коряков: "Мы используем инопланетный подход к нормальному ребенку".


18-21 сентября  при поддержке нашего фонда состоялась Первая международная научно-практическая конференция «Аутизм. Междисциплинарный подход», организованная Институтом социальных и политических наук, департаментом психологии. Одним из докладчиков конференции стал Ярослав Игоревич Коряков, ст. преподаватель кафедры общей и социальной психологии, Департамента психологии УрФУ, вице-президент Европейской конфедерации психоаналитической психотерапии РФ, Психолог-психоаналитик.

Мы приведем несколько цитат из его доклада. 

....«Хорошая терапевтическая позиция, когда мы рассматриваем ребенка (с аутизмом), как способного к нормативному развитию, но со своими особенностями. Так сказать мы используем инопланетный подход к нормальному ребенку». 

О терапии в целом Ярослав Игоревич сказал, что существует много различных подходов работы с аутистами, и при этом в каких-то случаях они почти все работают, а в каких-то не работают, в каких-то работают частично. Особенность в том, что мы не можем сказать, что какой-то подход работает надежней. Для кого-то одно, для кого-то другое. И как советуют многие литературные источники, нужно пробовать различные варианты, что-то может оказаться эффективнее. В целом, говорит психоаналитик, терапия основывается на процессе развития, не столько обретения навыков, что неплохо, а в некоторых случаях и вообще спасительно,  а именно в том, что мы можем запустить этот процесс развития, учитывая, естественно, особенности аутистических эффектов  и проблем.

И привел пример. Рассказывая про одну свою клиентку он говорит, что ее способ смотреть на собеседника – сбоку, т.е. она использует свое переферийное зрение, которое для нее является основным. Нам же кажется, что она смотрит при этом в сторону. Соответственно, когда мы интерпретируем поведение человека и считаем его социально-изолированным, совершенно не обязательно, что мы правы, поскольку мы исходим из наших обычных представлений, из нашего какого-то нормативного развития. И когда мы пытаемся как-то что-то исправить, например, с помощью АВА-терапии, иногда мы можем, наоборот, усилить какие-то аспекты социальной изоляции.